Основные принципы строения тела человека. Организм человека: схема. Какие науки изучают организм человека? Выделительная система человека

04.01.2024

2.Современные методы анатомического исследования

    Анатомические принципы структурной организации тела человека.

    Основные этапы онтогенеза человека.

Анатомия является одной из важнейших медико-биологических дисциплин, поскольку предметом изучения анатомии является человек – самый высокоорганизованный живой организм. В тоже время она является морфологической дисциплиной, так как изучает внешние формы и внутреннее строение всего тела и каждого органа в отдельности. Современная анатомия пытается объяснить причину структуры человеческого тела в связи с его функцией. Вместе с физиологией, анатомия составляет основу или фундамент теоретической и практической медицины.

Название анатомия происходит от слова «анатемно» (греч.) – рассечение, расчленение . Этот термин обусловлен тем, что первоначальным и основным методом добывания фактов был метод анатомирования человеческого трупа.

Изучение анатомии человека обеспечивает необходимые условия для усвоения других дисциплин, необходимых для практической деятельности врача.

На значение анатомии для медицины указывали многие крупные учёные и медицинские деятели.

«Изучайте азы науки, прежде чем пытаться взойти на её вершины, никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего» - Павлов И.П.

«Изучение строения тела человека – первооснова медицины» Гиппократ

«Анатомия – есть наука первая, без неё не может быть врачевания» древнерусская рукопись.

« Самою высшею для меня наградой я почёл бы убеждение, что мне удалось доказать нашим врачам, что а анатомия не составляет, как многие думают, одну только азбуку медицины» -Пирогов Н.И.

« без анатомии нет ни хирургии, ни терапии, а есть только приметы и предрассудки »- Губарев А.П.

В настоящее время для познания строения не только мёртвого, но и живого человека применяются и другие методы:

    Антропометрия, которая позволяет измерить длину и массу тела, выявить их взаимоотношения, определить пропорции тела, тип конституции;

    Метод инъекция - заполнение окрашенной массой полостей тела, просветов бронхиального дерева, кровеносных и лимфатических сосудов, полых органов. Он применяется с 16 века. Метод инъекции дополняется последующей коррозией и просветлением органов и тканей;

    Микроскопический метод появился с изобретением увеличения предметов с помощью лупы и микроскопа. Благодаря этому методу, удалось выявить сети кровеносных и лимфатических капилляров, внутриорганные сплетения сосудов и нервов. Уточнены структуры долек, ацинусов;

    Рентгеноскопические рентгенографические методы, которые позволяют изучить прижизненную форму и функциональные особенности живого человека. В настоящее время используется компьютерная томография, ЯМР (ядерная магнитно-резонансная рентгенография), спиральная компьютерная томография. Рентгенография часто дополняется применением рентген контрастных веществ;

    Эндоскопический метод исследования (гастроскопия, бронхоскопия, колоноскопия, лапароскопия, цистоскопия, гистероскопия и др.). Он позволяет увидеть с помощью оптических приборов, вводимых через естественные и искусственные отверстия, окраску, рельеф органов и слизистой оболочки;

    Ультразвуковое исследование (эхография), основанное на отражении тканями ультразвука, позволяет определить внешние формы, размеры, толщину стенок исследуемых органов, их внутреннюю структуру.

Структурная организация тела человека.

Структурно-функциональной единицей всего живого, в том числе и человеческого организма, является клетка. В теле человека огромное количество клеток. Каждая разновидность клеток отличается по форме, размерам и внутреннему строению, но каждая из них имеет ядро и цитоплазму, окруженную клеточной мембраной. В цитоплазме клеток находятся органеллы: митохондрии, аппарат Гольджи, лизосомы и другие, а также включения белковых, углеводных, липидных и пигментных гранул. Клетки бывают одноядерные и многоядерные. Клетки образуют ткани.

Ткань – исторически сложившаяся система, состоящая из клеток общего строения, происхождения и функции. Кроме клеток ткань содержит живое промежуточное межклеточное вещество.

В организме различают4 основные ткани: эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную. Каждая из них имеют ряд разновидностей.

Эпителиальная ткань выполняет покровную (пограничную) и выделительную (секреторную) функции.

Эпителий покрывает все тело снаружи (кожу) и выстилает внутренние органы и различные полости нашего тела изнутри (слизистую оболочку пищеварительной трубки, дыхательных путей и мочеполовой системы). Эпителий образует выделительные органы (потовые, сальные, молочные, пищеварительные, слизистые, половые и эндокринные железы).

Для этой ткани характерно то, что она состоит из тесно сложенных друг с другом эпителиальных клеток различной формы, расположенных на базальной мембране.

Между клетками лишь тонкие прослойки склеивающего межклеточного вещества. Различают однослойный и многослойный эпителий, однорядный и многорядный эпителий.

Соединительная ткань имеет механическое значение, образуя твердые опорные ткани, за счет которых построен твердый и мягкий остов человеческого тела. Сюда относятся костная, хрящевая и волокнистая (фиброзная) соединительная ткань. Кровь и лимфа также относятся к соединительной ткани и выполняют трофическую функцию. Главное отличие соединительной ткани – это наличие большего количества промежуточного вещества, состоящего из коллагеновых и эластических волокон и основного аморфного вещества. Коллагеновые волокна отличаются высокой механической прочностью. Эластические волокна обладают способностью к растяжению и возвращению к исходной толщине и длине после прекращения действия этой силы.

Мышечная ткань осуществляет перемещение тела в пространстве, движение крови в сосудах и сокращение стенок внутренних органов. Различают гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткани.

Нервная ткань осуществляют связь организма с внешней средой и обеспечивают целостную функцию всего организма. Она состоит из нервных клеток (нейронов) и нейроглии. Из нервной ткани построены головной и спинной мозг, нервы и нервные узлы.

Ткани не существуют изолированно, а вместе участвуют в построении тех или других органов.

Орган – это часть тела, занимающая в организме определенное положение, отличающаяся своеобразной формой, имеющая особое строение и выполняющая присущую ей особую функцию .

Органы тела принято объединять в системы и аппараты.

Система органов – это ряд органов, анатомически и топографически связанных друг с другом, имеющих общий план строения, общее происхождение в фило- и онтогенезе и выполняющих одинаковую функцию.

Аппарат – это скорее физиологическое объединение органов, выполняющих однородную функцию, но они не имеют топографической связи и общности строения.

ОНТОГЕНЕЗ.

Онтогенез – это развитие организма от момента зачатия до смерти .

В онтогенезе различают 2 периода: пренатальный и постнатальный.

    Пренатальный период – это развитие от зачатия до рождения. Он делится на 2 стадии: эмбриональную и плодную.

    Постнатальный период – это развитие от рождения до смерти. В нём различают возрастные группы от новорожденных до долгожителей.

Функциональная анатомия костной системы.

    Функции скелета.

    Строение кости как органа, строение костного вещества и ткани.

    Химический состав костей.

    Классификация костей.

Костная система морфологически, функционально и генетически воплощена в скелете. Твердый или костный скелет составляет основу тела и является своеобразной арматурой сложной конструкции организма человека. При изучении анатомии скелет бесподобный немой подсказчик, поскольку по нему легко ориентироватьсяв расположении всех органов.

Масса скелета составляет 1/5-1/7 часть массы тела, а абсолютные цифры зависят от длины тела.

Основными элементами скелета являются отдельные кости, количество которых в организме более 200. Скелет выполняет следующие функции.

1.Функцию опоры для мышц и внутренних органов;

2.Функцию защиты, образуя полости и каналы, защищающие органы и ткани от механических повреждений. Например, череп – полость, в которой находится головной мозг; в позвоночном канале располагается спинной мозг; сердце и лёгкие защищены грудной клеткой и т.д.;

3.Функцию локомоции – передвижения. Кости образуют жёсткие рычаги, приводимые в движение мышцами;

4.Антигравитационную функцию. Кости противостоят силе земного притяжения и помогают сохранять вертикальное положение тела;

5. Функцию минерального обмена. Скелет является депо минеральных солей, особенно кальция и фосфора;

6. Кроветворную функция. В костях находится красный костный мозг – кроветворный орган.

Твердый скелет делится на соматический и висцеральный.

Соматический скелет состоит из осевого скелета и скелета конечностей. К осевому скелету относятся позвонки, кости мозгового черепа и ребра. К скелету конечностей относятся кости поясов конечностей (ключица, лопатка, тазовая кость) и кости свободного отдела конечностей: плечо, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа.

Висцеральный скелет объединяет кости лицевого черепа, подъязычную кость и слуховые косточки.

Каждая кость представляет собой самостоятельный орган, имеющий сложное строение и занимающий определенное место в скелете. Основу кости составляет компактное и губчатое костное вещество. Снаружи кость покрыта надкостницей. Внутри кости содержится костный мозг. Кости, как и все остальные органы, имеют сосуды и нервы. Костное вещество образовано из костной ткани. Костная ткань является разновидностью соединительной ткани. Зрелая костная ткань состоит из костных клеток и межклеточного вещества. В костной ткани имеются 3 вида клеток: остеоциты, остеобласты и остеокласты. Межклеточное вещество состоит из первичных фибрилл оссеина (коллагеновых волокон), микрокристаллов минеральных солей (оксиаппатитов) и аморфного основного вещества, содержащего мукополисахариды и удерживающего воду.

Из костной ткани строятся пластины и балки, их сложение и взаиморасположение предопределяет конструкцию костного вещества. Оно может быть компактным (плотным) и губчатым. Из компактного вещества состоят тела длинных трубчатых костей. Оно покрывает наружные поверхности (пластинки) всех костей. Компактное вещество состоит из остеонов.

Губчатое вещество располагается под компактным веществом плоских, губчатых и смешанных костей, а также на концах трубчатых костей. В губчатом веществе нет остеонов, костные пластинки здесь образуют балки. Между ними остаются ячейки, заполненные красным костным мозгом.

Надкостница участвует в питании кости, за счет нее развивается кость, растет в толщину. Надкостница участвует в формировании новой костной ткани на месте перелома. Она плотно сращена с костью. В ней различают наружная фиброзная мембрана и внутренняя камбиальная мембрана.

Костный мозг является органом кроветворения, а также местом отложения питательных веществ. Костный мозг находится в костных ячейках губчатого вещества всех костей и в каналах трубчатых костей. Различают красный и желтый костный мозг.

Красный костный мозг состоит из нежной, ретикулярной (сетчатой) ткани, богатой сосудами и нервами. В петлях этой ткани находятся кроветворные элементы - стволовые клетки крови, дающие начало форменным элементам крови.

Желтый костный мозг состоит из жировых клеток, что и определяет его цвет. В период роста и развития организма в костях преобладает красный костных мозг. С возрастом он частично замещается желтым. У взрослого человека в норме красный костный мозг находится только в губчатом веществе, а желтый – в каналах трубчатых костей.

Химический состав костной ткани .

В костях взрослого человека вода занимает около 50%. 28% приходится на органические вещества и 22% - на неорганические веществаю. Органические вещества придают костям гибкость, эластичность.

Неорганические вещества придают костям прочность. Это в основном соли Ca,P,Mg. С возрастом количество органических веществ уменьшается, кости становятся ломкими.

Классификация костей .

Кости делятся по форме и размерам. Выделяют следующие группы костей:

    Трубчатые – длинные и короткие. Они образуют скелет конечностей. Средняя часть трубчатых костей называется диафизом, а концы – эпифизами. Зона перехода диафиза в эпифиз называется метафизом. На концах этих костей могут быть апофизы.

    Плоские или широкие кости, которые, как правило, выполняют функцию защиты, образуя естественные полости тела, или формируют обширные поверхности для прикрепления мышц. Для них характерно наличие 2-х компактных пластинок, между которыми находится губчатое вещество.

    Короткие губчатые кости находятся в местах наибольшей подвижности тела, совмещающиеся с сопротивлением значительным сдавливающим скелет силам (запястье и предплюсна) они построены из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного.

    Смешанные кости (позвонки) имеют несколько частей, слившиеся между собойи имеющие разную форму, функцию и развитие.

    Воздухоносные (пневматизированные) кости, которые имеют полости, выстланные слизистой оболочкой и заполненные воздухом.

Развитие костей

Первичные кости проходят 2 стадии развития:

        Перепончатая

        Костная

К ним относятся кости крыши мозгового черепа, ключица.

Вторичные кости черепа проходят 3 стадии развития:

    Перепончатая

    Хрящевая

    Костная

К ним относятся все остальные кости

Способы остеогенеза:

    Эндесмальный

    Энхондральный (эндохондральный)

    Периходральный, периостальный

Аномалии и варианты развития костей

    Добавочное ребро

    Отсутствие ребра

    Ассимиляция атланта с черепом

    Расщепление дуги позвонка

    Сакрализация

    Люмбализация

    Расщепление или отверстие в мечевидном отростке

    Расщепление грудины на всём протяжении

    Отсутствие лучевой кости

Закономерности строения тела человека обусловлены его эмбриональным развитием. Исходя из этого, необходимо ознакомиться с основными этапами развития человеческого зародыша.

Зародыш (эмбрион) - организм, развивающийся внутри яйцевых оболочек или в теле матери на ранних стадиях развития, начинающихся зачатием и завершающихся вылуплением из яйца, или рождением. В акушерстве зародышем называют организм лишь в течение 8 недель, когда происходят основные изменения его строения (эмбриональный период). Остальная, большая часть внутриутробного развития, с 9-й по 38 - 39-ю недели, называется плодным, или феталъныш периодом, а сам организм - плодом (лат. fetus - оплодотворенный, носящий в себе плод).

Оплодотворение яйцеклетки происходит в маточной трубе, после чего возникает качественно новая структура: одноклеточный зародыш - зигота. Оплодотворение - видоспецифичный процесс, через прозрачную зону яйцеклетки может пройти только сперматозоид того же вида, что и яйцеклетка. Перед оплодотворением сперматозоид подвергается сложному и пока не расшифрованному процессу капацитации под влиянием секрета женских половых путей. Лишь после этого сперматозоид связывается с гликопротеидом прозрачной зоны, что инициирует акросомальную реакцию. В результате акросомальной реакции выделяется содержимое акросомы, которое лизирует прозрачную зону. Пройдя через нее, сперматозоид контактирует с плазматической мембраной яйцеклетки боковой поверхностью своей головки. Мембраны обеих гамет сливаются, после чего сливаются ядра, образуя диплоидное ядро. Сперматозоид не толъко вносит свою ДНК в яйцеклетку, но и активирует метаболизм.

После оплодотворения содержимое кортикальных гранул высвобождается, изменяется конфигурация гликопротеинов прозрачной зоны и мембрана яйцеклетки становится непроницаемой для других сперматозоидов. В первые дни после оплодотворения развитие зародыша происходит в маточной трубе. В результате дробления зиготы1, которое длится 3-4 дня и происходит в полости маточной трубы, образуется бластула (греч. blastos - росток) - пузырек, в котором различают заполненную жидкостью полость - блас- тоцелъ (греч. koilos - полый), окруженную многочисленными клетками - бластомерами (греч. meros - доля) двух видов: крупных темных и мелких светлых. Из последних формируется стенка пузырька - трофобласт (греч. trophe - питание), дающий в дальнейшем начало внешнему слою оболочек зародыша. Скопление более крупных бластомеров получило название эмбриобласта - «зачатка зародыша» (греч. embryon - зародыш), который прилежит к трофобласту изнутри, образуя зародышевый узелок (115). Из него развиваются зародыш и внезародышевые части (кроме трофоб- ласта).

Зародыш, имеющий вид пузыьръка, на 6 - 7-й денъ беременности внедряется (имплантируется) в слизистую оболочку матки. Вначале дефект эндометрия закрывается коагуляционной фибриновой пробкой, затем эпителий регенерирует и зародыш оказывается внутри функционального слоя эндометрия. На 2-й неделе развития эмбриобласт расщепляется на две пластинки, между которыми образуется щель - будущий амниотический пузырек (первая стадия гаструляции). Одна из пластинок, образованная высокими призматическими клетками, прилежащая к трофобласту, образует эпибласт, дающий начало эктодермалъной пластинке (греч. ektos - вне, derma - кожа) - наружный зародышевый листок. Вторая пластинка - гипобласт, образованный слоем кубических клеток, из которых формируется энтодерма. Края энтодермы разрастаются, соединяются между собой и образуют желточный пузырек, а эктодермальная пластинка формирует амниотический пузырек.

С 15 - 17-го дня развития (3-я неделя беременности) начинают развиваться трехслойный зародыш и осевые органы (вторая стадия гаструляции). Из трех слоев зародыша развиваются все ткани будущего организма. Клетки наружной (эктодермальной) пластинки зародышевого щитка смещаются к заднему его концу, в резуль-

тате чего возникает утолщение - первичная полоска, направленная кпереди. Краниальная часть первичной полоски имеет небольшое возвышение - первичный (гензеновский) узелок, а сама полоска по срединной линии слегка вогнута (первичная бороздка). Клетки эк- тодермальной пластинки, лежащие впереди первичного узелка, погружаются в промежуток между наружной (эктодермальной) и внутренней (энтодермальной) пластинками, образуя хордальный (головной) отросток, который дает начало спинной струне - хорде (греч. chorde - струна). Клетки первичной полоски, прорастая по обе стороны между наружной и внутренней пластинками зародышевого щитка и вперед по бокам от хорды, образуют средний зародышевый листок - мезодерму. Зародыш становится трехслойным. На 3-й неделе развития из эктодермы начинает формироваться нервная трубка. От задней части внутренней (энтодермальной) пластинки во внезародышевую мезодерму (амниотическую ножку) впячивается аллантоис (греч. allantoides - колбасовидный). По ходу аллан- тоиса от зародыша через амниотическую ножку к ворсинкам хориона прорастают кровеносные (пупочные) сосуды.

На 3 - 4-й неделе развития тело зародыша обособляется от внезародышевых органов (желточного мешка, аллантоиса, амни- отической ножки). Зародышевый щиток изгибается и становится выпуклым, формирующаяся глубокая продольная борозда - туловищная складка - отграничивает его края от амниона. Тело зародыша из плоского щитка превращается в объемное, эктодерма покрывает зародыш со всех сторон, а энтодерма, оказавшаяся внутри тела зародыша, свертывается в трубку - зачаток будущей кишки.

Узкое отверстие, сообщающее эмбриональную кишку с желточным мешком и образующими его элементами, в дальнейшем превращается в пупочное кольцо (116). Из энтодермы возникают эпителий и железы желудочно-кишечного тракта, из эктодермы - нервная система, эпидермис и его производные, эпителиальная выстилка анального отдела прямой кишки, влагалища, ротовой полости.

Эмбриональная (первичная) кишка вначале замкнута, у ее переднего и заднего концов имеются впячивания эктодермы - ротовая ямка (будущая ротовая полость) и клоакальная (заднепроходная) ямка (бухты). Ротовую ямку от первичной кишки отделяет двухслойная (глоточная) перепонка (мембрана), заднепроходную ямку - заднепроходная (анальная) перепонка. На 4 - 5-й неделе прорывается передняя (глоточная) перепонка, на 3-м месяце - задняя. Амнион, заполненный жидкостью, окружает зародыш, предохраняя его от различных повреждений, рост желточного мешка постепенно замедляется, он редуцируется.

Дифференцировка (лат. differens - различие) мезодермы начинается в конце 3-й недели развития. Из мезодермы возникает мезенхима . Дорсальная часть мезодермы, которая расположена по бокам от хорды, подразделяется на сегменты тела - сомиты, число пар которых на 34-й день развития достигает 43 - 44. В сомитах различают три части: передне- медиальную - склеротом, из которого развиваются кости и хрящи скелета; латерально расположен миотом, из которого формируется поперечнополосатая скелетная мускулатура; кнаружи лежит дерматом, из которого возникает собственно кожа (117).

Из вентральной несегментированной части мезодермы - сплан- хнотома - образуются еще две пластинки: прилежащая к первичной кишке медиальная (висцеральная) называется спланх- ноплеврой, прилежащая к стенке тела зародыша латеральная (наружная) пластинка - соматоплеврой. Из этих пластинок развивается мезотелий серозных оболочек, а пространство между ними превращается в полости (брюшинную, плевральную и пе- рикардиальную). Из мезенхимы спланхноплевры образуются все слои пищеварительной трубки, кроме эпителия, который имеет энтодермальное происхождение. Из мезенхимы спланхнотома образуются клетки крови, гладкая мышечная ткань, кровеносные и лимфатические сосуды, соединительная ткань. Мезенхима спланхнотомов является также источником развития сердечной поперечнополосатой мышечной ткани, коркового вещества надпочечника и эпителия половых желез (яичек, яичников).

На границе между сомитами и спланхнотомами из мезодермы образуются нефротомы1, из которых развиваются эпителий почек и семявыносящих путей.

На 4-й неделе из эктодермы формируются зачатки органа слуха (вначале слуховые ямки, затем слуховые пузырьки) и зрения (будущие хрусталики над возникающими из боковых выпячиваний головного мозга глазными пузырями). В это же время преобразуются висцеральные отделы головы, группирующиеся вокруг ротовой бухты, которую спереди охватывают лобный и верхнечелюстной отростки. Каудальнее последних видны контуры нижнечелюстной и гиоидной (подъязычной) висцеральных дуг.

На передней поверхности туловища зародыша выделяются сердечный, а за ним печеночный бугры. Углубление между этими буграми указывает на место образования поперечной перегородки - одного из зачатков диафрагмы.

Каудальнее печеночного выроста находится брюшной стебелек, включающий крупные кровеносные сосуды и соединяющий эмбрион с внезародышевыми оболочками (пупочный канатик).

К концу 1-го месяца развития заканчивается закладка основных органов зародыша, который имеет длину 6,5 мм. На 5 - 8-й неделе у зародыша развиваются органы - сердце, легкие, усложняется строение кишечной трубки, формируются

висцеральные и жаберные дуги, образуются капсулы органов чувств; нервная трубка полностью замыкается и расширяется в головном конце (будущий головной мозг). В возрасте около 31 - 32 дней (5-я неделя) длина зародыша составляет 7,5 мм. На 25-й день начинает биться сердце со скоростью 140 ударов в минуту. На 5 - 8-й неделе у зародыша развиваются органы, появляются зачатки вначале верхних, а затем нижних конечностей в виде кожных складок, в которые позднее врастают закладки костей, мышц, сосудов и нервов. На 6-й неделе заметны закладки наружного уха, с конца 6 - 7-й недели - пальцев рук, а затем ног.

В конце 2-го - начале 3-го лунного месяца развития плода можно различить относительно огромную голову, на которой видны рот, нос, глаза и уши, туловище и конечности, на которых возникают движения, начинают образовываться ногти и индифферентные наружные половые органы, которые возможно дифференцировать на 4-м лунном месяце.

На 5-м месяце развивается кожный покров, покрытый пушком, начинают функционировать сальные железы, начинает развиваться подкожная основа. В течение 9-го месяца интенсивно формируется подкожная основа, пушок выпадает, его замещают настоящие волосы, уплотняются хрящи носа и ушной раковины, удлиняются ногти, выходя за пределы кончиков пальцев.

Установлены три группы факторов, детерминирующих ход развития зародыша: 1) генетические факторы; 2) взаимодействия частей зародыша; 3) воздействие внешних по отношению к зародышу факторов (механических - давление, физических - температура, лучистая энергия, химических - лекарственные вещества и др.). Все эти факторы тесно связаны между собой. Изменение этой связи и внешних условий может привести к нарушению развития отдельных частей зародыша.

Особенности строения, роста и развития человека

В онтогенезе человека различают два основных периода: внутриутробный, или пренатальный, и внеутробный, или постнатальный. Кроме того, выделяют периоды жизни человека (29).

При оценке площади поверхности отдельных участков тела взрослого человека можно применять «правило девятки», согласно которому поверхность головы и шеи составляет 9% поверхности тела, верхние конечности (каждая 9%) - 18%; нижние (каждая 18%) - 36%, передняя часть туловища - 18%, задняя часть - 18%, промежность - 1%, ладонь и пальцы - 1%. Большинство антропометрических показателей имеют значительные индивидуальные колебания. Площадь поверхности тела и его отдельных фрагментов, пропорции зависят от возраста человека (118).

Периоды жизни человека

Периоды Возраст

1. Эмбриональный 0-8 недель

2. Переходный 8-16 недель

3. Плодный (фетальный) 4-10 месяцев

4. Новорожденный 1 -10 дней

5. Грудной возраст 10 дней - 1 год

6. Раннее детство 1-3 года

7. Первое детство 4-7 лет

8. Второе детство 8-12 (мальчики) 8-11 (девочки)

9. Подростковый возраст 13-16 (мальчики) 12-15 (девочки)

10. Юношеский возраст 17-21 (юноши) 16-20 (девушки)

11. Зрелый возраст, I период 22 - 35 (мужчины) 21-35 (женщины)

12. Зрелый возраст, II период 36 - 60 (мужчины) 36 - 55 (женщины)

13. Пожилой возраст 61 - 74 (мужчины) 56 - 74 (женщины)

14. Старческий возраст 75 - 90 лет (мужчины и женщины)

15. Долгожители 90 лет и старше

Развитие человека происходит в течение всей его жизни, начиная от образования зиготы и кончая смертью. Рост же (увеличение массы) заканчивается к 20 - 25 годам.

Рост и развитие человека характеризуются целым рядом закономерностей.

1. Генетическая детерминированность. Рост и развитие зависят от генома человека, однако взаимодействие совокупности генов друг с другом и с различными факторами внешней среды может в той или иной мере влиять на фенотип.

2. Стадийность. Рост и развитие индивидуума протекают стадийно. При этом последовательность стадий также детерминирована. Однако временные границы между отдельными стадиями варьируют. Активность процесса различная на разных стадиях, что дает основание некоторым исследователям говорить о цикличности. На каждой стадии в организме происходят количественные и качественные изменения, что обусловливает необратимость процесса.

3. Каждый период онтогенеза человека проявляется характерными морфофизиологическими особенностями. Длина тела и его масса являются интегральными показателями, позволяющими судить о физическом развитии человека.

Как правило, увеличение длины тела у мужчин заканчивается в возрасте 18 - 20 лет, у женщин - 16-18 лет. Впоследствии до 60 - 65 лет длина тела не изменяется, а после этого в связи с укорочением (уплощением) межпозвоночных дисков, изменением осанки тела и уплощением сводов стопы длина тела уменьшается примерно на 1-1,5 мм в год. В конце 1-го лунного месяца беременности длина зародыша в процессе роста: КМ - средняя линия; по вертикальной оси справа цифрами показано соответствие отделов тела детей и взрослых, по верхней горизонтальной оси - отношение длины головы к длине тела (по Андронеску) составляет около 7 мм, в конце 2-го - 20-30 мм, а масса тела 35 г, в конце 6-го - длина тела 30 см, а масса 600 - 700 г, в конце 9-го - длина 47 см, масса - 2000 - 2500 г. В течение первого года жизни ребенка происходит наибольшее увеличение длины тела (на 21-25 см), в периоды раннего и первого детства скорость роста быстро уменьшается, в начале периода второго детства скорость роста стабилизируется (4,5 - 5,5 см в год), а в конце - резко возрастает. В подростковом возрасте годичная прибавка длины тела у мальчиков составляет в среднем 5,8 см, у девочек - 5 - 5,7 см. При этом у девочек интенсивный рост наблюдается в возрасте от 10 до 13 лет, а у мальчиков - в подростковом возрасте, далее рост замедляется.

Масса тела удваивается к 5 - 6-му месяцу после рождения, утраивается к году и увеличивается примерно в 4 раза к двум годам. Увеличение длины и массы тела идет примерно одинаковыми темпами. Максимальная годичная прибавка массы тела имеет место в подростковом возрасте: у девочек на 13-м, а у мальчиков на 15-м году жизни. Масса тела увеличивается до 20 - 25 лет. Обычно стабильная масса тела сохраняется до 40 - 46 лет. Следует стремиться к тому, чтобы в течение всей жизни масса тела человека сохранялась в пределах цифр 19 - 20-летнего возраста.

За последние 100-150 лет наблюдается акселерация - ускорение морфофункционального развития и созревания всего организма детей и подростков, которая в большей степени проявляется в экономически развитых странах. У мужчин акселерация выражена в большей степени. Так, масса тела новорожденных детей возросла в среднем на 100 - 300 г, годовалых - на 1500 - 2000 г, а длина их тела - на 5 см. Длина тела детей в периоды второго детства и в подростковом возрасте увеличилась на 10 - 15 см, а взрослых мужчин - на 6 - 8 см. Сократился период увеличения длины тела человека - в конце прошлого века рост продолжался до 23 - 26 лет, в настоящее время у мужчин - до 18 - 19, у женщин - до 16-17 лет. Ускорились прорезывание молочных и постоянных зубов, психическое развитие, половое созревание. В конце XX в. по сравнению с его началом средний возраст прихода менструаций у девочек снизился с 16,5 до 12-13 лет, а наступление менопаузы сместилось с 43-45 до 48 - 50 лет. Комплекс изменений у взрослого человека называют «секулярным трендом» (вековая традиция).

При описании тела человека в целом и отдельных его частей и органов мы приведем данные о возрастных особенностях их строения. В этом разделе будут представлены лишь основные морфофункциональные характеристики человека в различные возрастные периоды.

У новорожденного голова округлая, большая (1/4 всей длины тела против 1/8 у взрослого), шея и грудь короткие, живот длинный, ноги короткие, руки длинные (см. 118). Окружность головы на 1 - 2 см больше окружности груди, мозговой отдел черепа относительно больше лицевого. Форма грудной клетки бочкообразная. Позвоночник лишен изгибов, лишь незначительно выражен крестцовый мыс. Таз весьма подвижен, кости, составляющие тазовую кость, не сращены между собой. Внутренние органы крупнее, чем у взрослого человека. Так, например, масса печени новорожденного ребенка составляет 1/20 массы тела, в то время как у взрослого 1/50. Длина кишечника в 2 раза больше длины тела, у взрослого человека - в 4 - 4,5 раза. Масса мозга новорожденного составляет 13 - 14 % массы тела, а у взрослого человека лишь около 2 %. Большими размерами отличаются надпочечники и тимус.

Физическое развитие ребенка происходит не постепенно, а скачкообразно. Периоды роста не соответствуют описанным периодам жизни человека (30).

В грудном возрасте тело ребенка растет наиболее быстро. Примерно с 6 месяцев начинается прорезывание молочных зубов. За первый год жизни размеры ряда органов и систем достигают размеров, характерных для взрослого (глаз, внутреннее ухо, центральная нервная система). В течение первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная, дыхательная системы.

В период раннего детства прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т. е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину, быстро прогрессирует психическое развитие ребенка и, что самое главное, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течение 2 - 3-го годов жизни рост в длину превалирует над увеличением массы тела. В конце периода первого детства начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга, масса которого к концу периода достигает уже 1100 - 1200 г, быстро развиваются умственные способности, каузальное мышление, длительно сохраняется способность узнавания, ориентации во времени, в днях недели.

В раннем и в первом детстве половые отличия (кроме первичных половых признаков) почти не выражены.

В период второго детства вновь преобладает рост в ширину, однако в это время начинается половое созревание, а к концу периода усиливается рост тела в длину, темпы которого больше у девочек. В 10 лет происходит первый перекрест - длина и масса тела у девочек превышает таковую у мальчиков. Прогрессирует психическое развитие детей. Развивается ориентация в отношении месяцев года и календарных лет. Пожалуй, самым важным является начало полового созревания, более раннее у девочек, что связано с усилением секреции женских половых гормонов: у них в 8-9 лет начинает расширяться таз и округляться бедра, увеличивается секреция сальных желез и оволосение лобка. У мальчиков в 10-11 лет начинается рост гортани, яичек и полового члена, который к 12 годам увеличивается на 0,5 - 0,7 см.

В подростковом возрасте быстро растут и развиваются половые органы, усиливаются вторичные половые признаки. У девочек увеличивается количество волос на коже лобковой области, появляются волосы в подмышечных впадинах, увеличиваются размеры половых органов, молочных желез, щелочная реакция влагалищного секрета становится кислой, появляются менструации, меняется форма таза. У мальчиков быстро увеличиваются яички и половой член, вначале оволосение лобка развивается по женскому типу, набухают грудные железы. К концу подросткового периода (15 - 16 лет) начинается рост волос на лице, теле, в подмышечных впадинах, на лобке - по мужскому типу, пигментируется кожа мошонки, еще больше увеличиваются половые органы, возникают первые эякуляции. В подростковом возрасте рост тела в длину превалирует над ростом в ширину. В 13-14 лет происходит второй перекрест кривых роста мальчиков и девочек, после чего мальчики растут быстрее, чем девочки. В подростковом возрасте развивается механическая и словесно-логическая память.

Юношеский возраст совпадает с периодом созревания. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершается, и все аппараты и системы органов практически достигают морфо- функциональной зрелости.

Строение тела в зрелом возрасте изменяется мало, а в пожилом и старческом прослеживаются характерные для этих возрастов перестройки, которые изучает специальная наука геронтология (греч. geron - старик). Временные границы старения варьируют в широких пределах у различных индивидуумов. В старческом возрасте происходит снижение адаптационных возможностей организма, изменение морфофункциональных показателей всех аппаратов и систем органов, среди которых важнейшая роль принадлежит иммунной, нервной и кровеносной системам.

Старение - генетически детерминированный процесс. Следует особо подчеркнуть, что активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процесс старения, однако это возможно в пределах, обусловленных наследственными факторами.

Половые признаки отличают мужчину от женщины. Они делятся на первичные (половые органы) и вторичные (развитие волос на лобке, развитие молочных желез, изменение голоса и др.).

Телосложение определяется генетическими (наследственными) факторами, влиянием внешней среды, социальными условиями. Выделяют три типа телосложения человека: мезоморфный, брахиморфный и долихоморфный. При мезоморфном (греч. mesos - средний, morphe - вид, форма) типе телосложения (нормостени- ки) анатомические особенности приближаются к усредненным параметрам нормы (с учетом возраста, пола и т. д.). Для брахиморфного (греч. brachys - короткий) типа телосложения (гиперстеники) характерно преобладание поперечных размеров, упитанность, не очень высокий рост. Сердце относительно больших размеров расположено поперечно благодаря высоко стоящей диафрагме. Это приводит к укорочению легких; петли тонкой кишки расположены преимущественно горизонтально. Лица долихоморфного (греч. dolichos - длинный) типа телосложения (астеники) отличаются стройностью, легкостью, преобладанием продольных размеров, относительно более длинными конечностями, слабым развитием мышц и жира, сравнительно тонкими узкими костями. Их внутренности опущены, диафрагма расположена ниже, поэтому легкие длиннее, а сердце расположено почти вертикально.

Это грозит её уничтожением или разрушением мира. Поэтому любая форма существования, включая и человека, строится на закономерной основе.

Начальная форма ребёнка создаётся на базе собственного материала, заложенного в основу родительскими клетками. После слияния мужского и женского начал включается механизм построения тела младенца с соблюдением порядка ведения процесса развития. При сложении двух разных генетических основ (мужской и женской) первоначально происходит их приспособление к условиям существования в новом состоянии, затем в действие вступает режимный коэффициент, устанавливающий режим будущих процессов производства новых клеток.

Особые принципы построения на первоначальных стадиях отсутствуют, но программа генного кода задаёт цель - создать необходимое количество клеток, отвечающих определённым качественным показателям. Данные клетки должны послужить базой для последующих структурных формирований. Определитель, который участвует в построении физического тела ребёнка, должен знать, в каких пределах закона он обязан работать, а в каких пределах - свободен.

Программа построения физического тела содержит в себе последовательность конструирования органов ребёнка, различных систем организма и в соответствующее время включает в действие особый режим работы. Каждый орган строится отдельно от других, имеет собственную структуру, химический состав, индивидуальную технологию, отдельную подпрограмму его построения и отдельную программу функционирования. Конструкции органов должны строиться таким образом, чтобы обеспечить их дальнейшую нормальную работу, правильный её ритм и предусмотреть с помощью использования специальных коэффициентов взаимоувязку их процессов с другими.

Сложность взаимоувязки состоит в том, что соединяются совершенно разные процессы, дающие часто противоположные результаты (например, венозная и артериальная кровь объединяется в работе сердца). И великое искусство Творцов, создавших человека, состоит в умелом совмещении их в функциях одного органа, хотя приходится совмещать различные химические составы, реакции, различную сложную технологию приёма и отдачи энергий обширного диапазона частот и многое другое, что малоизвестно человеку.

Физическое тело, помимо материальной основы, содержит также и энергосистему с наличием отрицательной и положительной энергий, которые формируются совместно с построением самого тела ребёнка. Энергетическая система, размещаемая непосредственно в материальной оболочке, обладает собственными проводящими энергоканалами и энергосборниками. Кроме того, каждая клетка, каждый орган обладают своей энергетической структурой, которые, соединяясь, создают энергоструктуру всего тела, то есть работа материальной оболочки складывается на основе функционирования множества отдельных систем. И только благодаря наличию прочных общих связей, объединяющих всё воедино, создаётся основа для фундаментальной конструкции и её прогрессивного развития на последующих стадиях.

Программа формирования физического тела, которая представляет отдельную программу, отличную от программы последующего прогрессирования человека, включает в себя последовательность построения органов и тела в целом. И для этого в программе присутствует режимный коэффициент адаптации, который помогает в течение заданного периода времени формировать качественный состав клеток органов. Если наружное тело требует для формирования 9 месяцев, то каждому органу и системе организма отводится своё время.

Любой орган обладает собственными клетками, отличными по построению и качественному содержанию от клеток других органов. Соответственно индивидуально и качество энергии органов, или иначе можно сказать, что любой орган работает на своём типе энергий, поэтому все подобные сложности должны учитываться при построении и правильно состыковываться.

Построение органов в теле распределяется заданным способом по времени: одни органы создаются раньше, другие позднее, формируются энергосистемы внутри них, всё соотносится определённым образом между собой и общим телом, так как должна выдерживаться необходимая соотносительность их построек, потому что в силу их функциональной зависимости они не могут строиться все одновременно.

Расположение формирующихся объёмов органов и систем относительно друг друга пространственно в определённом порядке имеет значение и в том плане, что не все органы должны сразу включаться в работу и начинать своё прямое функционирование. Первоначально строятся органы и системы, которые в соединении с телом матери должны трудиться совместно, а потом уже и органы, которые переходят на автономный режим работы. Программа построения физического тела должна учитывать и то, что некоторые детали организма быстро изнашиваются под перегрузками и поэтому потребуются восстановительные процессы клеток органов и тканей. Всё это предусматривается и закладывается заранее.

При формировании физического тела должен поддерживаться химический, физический, энергетический баланс всех систем и организма в целом. Организм должен работать стабильно - в этом успех будущего нормального развития ребёнка. Подобное равновесие и контроль над установленными соотношениями между органами и системами поддерживает и ведёт специальный балансировочный аппарат.

Органы, как частные составляющие единого организма, работают как самостоятельные фабрики: на собственном топливе, производят свою продукцию, и технологические процессы их индивидуализированы. Они имеют и личные запасы энергии, то есть каждый орган владеет собственным запасом энергии на тонком плане, которые по нормам выделяет этому органу Определитель данного человека. Он непосредственно следит за подпитыванием органов необходимой энергией в определённые периоды. В то же время, включаясь в процесс работы, органы сами начинают производить энергию своего типа, которая собирается в эгрегоры - определённые энергосборники, находящиеся в распоряжении Определителя.

Планомерность построения форм, систем представляет собой в программе этапную расстановку их в производственном объёме тела и последовательное систематизированное наращивание клеток и энергокомпонентов, соединение их связями и каналами, которые должны в будущем обеспечить им согласованную совместную работу, а также построение определённых границ для каждого вида клеток, объединённых общей целью и функционированием, т.е. первоначальным является точное пространственное расположение всех деталей и систем, находящихся внутри объёма тела, а затем начинается уже непосредственное их детальное построение.

Каждый орган наделён собственными внешними границами, которые позволяют изолировать внутреннее содержание органа от прочего для улучшения его самостоятельной работы. Изоляция избавляет клетки от посторонних влияний, которые могли бы ухудшить их работу. И в то же время границы, выполняя необходимые диффузионные связи, ограничивают влияние клеток данного органа на другие системы.

Физическое тело представляет собой многофазовое формирование, так как содержит в себе разноуровневые структуры, выстраиваемые в заданном порядке. Присутствие органов и систем, принадлежащих к разным Уровням, свидетельствует о наличии в них разных качественных энергий и разных потенциалов органов.

Любой орган обладает собственным энергетическим потенциалом. И чтобы подобную разнокачественность и разнофактурность соединить в единый механизм, слаженно работающий в организме человека, одного правильного построения недостаточно. Необходим точный числовой расчёт, что и выполняют специальные Высшие Расчётные инстанции, составляющие программы для построения и развития физического тела на одну жизнь. Составленная ими программа включает все расчётно-кодовые коэффициенты, которые необходимы для последующих трансформативно-переходных состояний в теле.

Все внутренние процессы жизнеобеспечения организма человека, его регулирование и управление развитием от начального момента зарождения до старения и смерти происходят на основе программы физического тела, составленной Свыше с помощью сложной системы расчётов. Но она работает под управлением основной программы жизни человека.

Программы развития тела и души - это две разные программы, однако стыкующиеся между собой, так как одно без другого существовать не может.

Включение программы развития материального тела происходит с начального момента деления клетки, и дальше уже всё идёт по программе построения организма, но под постоянным наблюдением Определителя, который впоследствии будет вести данного человека по жизни.

Определитель осуществляет контроль за включением программы и её последующим разворотом. Он же может производить и необходимые коррективы в построении тела, вносить какие-то прирождённые болезни в те или иные органы или увечья, которые включает программа развития согласно закону причинно-следственной связи. То есть Определитель изменяет построение некоторых клеток в органах или членах тела таким образом, чтобы сохранялось нормальное функционирование организма в целом.

Построение одних отделов тела находится в зависимости от построения других, как, допустим, стены дома нельзя строить без фундамента, а крышу - без стен, ибо всё зависимо друг от друга, если это касается целостного построения. Так и при создании организма ведётся последовательная взаимоувязка одних частей с другими и в материальной структуре тела, и в энергетической, с соблюдением их иерархических закономерностей. Все органы располагаются в теле снизу вверх согласно своему иерархическому распределению по значимости, поэтому внизу находится всё низшее, вверху - всё высшее.

Каждый орган обладает и в тоже время собственной иерархией, поэтому хотя его и составляют однотипные клетки, выполняющие однородную функцию, но эти клетки не равнозначны между собой, и одни из них более высокие по энергетике, другие - менее. Поэтому в иерархии органа существует их Уровневое распределение по энергетической порядковости, а следовательно, и функциональной первостепенности.

Принадлежность группы клеток органа к тому или иному Уровню свидетельствует об их зависимости от недобранных ими энергий, или качественных показателей. Каждые однородные клетки (печени, сердца, почек) должны обладать определённым номенклатурным набором энергий, и содержание последних колеблется в клетке в определённых пределах в зависимости от их Уровневой принадлежности.

Определённый коэффициент существующий на каждом Уровне, выражает зависимость имеющихся энергий от их полного состава, который необходим для абсолютного композита максимального образования. Все энергии, производимые клетками органа, собираются в некотором объёмном накопителе данного спектра энергий. При достижении абсолютного состава этот объёмный накопитель содержит полный набор энергий конкретного спектра и служит основой для другого, ещё большего - макси-объёма с соответствующим набором качеств.

Так как каждый орган в целом представляет самостоятельную иерархию, которая воплощает в себе определённый суммарный потенциал, то весь человеческий организм тоже являет разносторонний потенциал определённой мощности. А потому человеческий организм подобен общей системе макси-организма Естества и Мироздания и обладает аналогичными признаками развития и устремлением к цели.

Подобие проявляется в построении форм и объёмов, а также в любом физиологическом построении, в котором множество отдельных частных форм соединяются воедино для создания абсолютного качественного состава номинантов.

В свою очередь, номинанты объединяются в крупную структуру с ещё большей степенью ответственности и сознательности: человек - Суть - Бог - Абсолют. У глобальных строений возрастает осознание , которое является основным фактором, определяющим уровень развития. Абсолютно построенные формы и объёмы (Суть, Бог, Абсолют) характеризует высокая степень ответственности за свои действия. И это является главным в любом совершенствовании. Чем выше Уровень развития, тем больше ответственность.

Факт последовательного зарождения органов в теле и развитие их по определённым закономерностям свидетельствует о наличии специальных законов, по которым строится каждый из них. Закон построения физического тела включает в себя подзаконы построения конкретных органов. Общий же закон конфигуративного построения в основу формирования и расположения мини-систем в теле берёт иерархическое расположение их на Уровнях, и поэтому органы, принадлежащие к низкому Уровню, строятся первыми, а на их базе формируются более высокие. И это является главным в закономерных принципах построения; т.е. расположение в теле и очерёдность строения начинается с нижнего Уровня иерархии физического тела. Исключение в очерёдности составляет сердце , стоящее выше всех, но формирующееся ранее некоторых органов, стоящих ниже него.

Весь организм существует в определённом временном промежутке, заданном общей программой развития. Но одновременно каждый орган как потенциальная система живёт и работает в своём времени, и скорости протекания процессов у них тоже свои. Однако, взаимосвязь их в единой работе на целостный организм свидетельствует об их зависимости в функционировании друг от друга. Поэтому общая программа увязывает по времени скорость протекания различных процессов в отдельных органах.

Скорость течения процессов в одном органе может колебаться в заданных пределах, поэтому реакции могут проходить замедленно или ускоренно, в зависимости от ряда прочих факторов, и в частности - от влияния на данный орган других органов.

В соответствии с наличием закона построения в обязанности функционирования органов внедряется необходимость подчиняться Вышестоящему Уровню и бо льшим потенциалам.

Механизм структурного расположения и построения частных форм в теле является довлеющим, подчиняющим себе все прочие процессы на период того промежутка времени, в течение которого данный объём должен быть построен. Все основные процессы в период построения направлены на создание требуемой структуры, и поэтому реакции в строящемся теле не соответствуют тем процессам, которые протекают в период нормального функционирования, когда уже все частные составляющие тела построены. Но так как органы не остаются неизменными, а постоянно изменяются с течением времени (в детском организме растут, в старом начинают сокращать свою деятельность), то и процессы, происходящие в теле, тоже изменяются, что заложено в программу.

Время играет главную роль в регуляции процессов. Поэтому оно закладывается в программу развития тела как главный регулятор этапов прогрессирования.

Время, жёстко связанное с программой, включает в нужный момент точки прохождения поставленных целей. Это, активизирует деятельность организма в необходимом направлении, способствует усилению потенциала всей физиологии человека. Программа направлена на усложнение работы организма с целью приобретения им максимальной мощности (не включая этап старения, на котором больший упор уже делается не на тело, а на совершенствование души).

Принцип развития физиологии тела заключается в подрядной очерёдности функционирования при совершенствовании тех или иных действий человеком, то есть при совершении им одних действий (он бежит) в работу в определённой порядковой последовательности включаются одни органы, при других действиях (он ест) - другие органы, и тоже в последовательности, установленной для них. В этих случаях работает коэффициент подряда, включающий соответствующую цепочку взаимосвязей, ведущих к планомерной работе всего организма.

К одному из главных законодательных процессов, протекающих в теле, относится своевременность создания заданных состояний. Это способствует включению в работу дополнительных факторов, активизирующих работу организма как в самой органической материи, так и в её тонких структурах.

То есть всякие раздражители среды должны вызывать соответствующие и своевременные образования внутри организма: это изменение химических реакций, появление необходимых физиологических компонентов или ферментов; ответные мускульные реакции, необходимые на различные жизненные ситуации, или ответная реакция на свет, музыку, запах, температурные раздражители и т.д. Всё это обязано согласовываться также в определённой цепи взаимодействий в целенаправленной собственной форме прогрессий, приводящей к необходимым результатам.

Подобный способ развития таких частных состояний, как органы и прочие системы тела, позволяет совершенствовать единую сеть сообщений в целом организме.

Все клетки одного органа в результате своих взаимодействий создают потенциал данного органа, или его Суть. Все связующие сети организма образуют несколько Сутевых инстанций соответствующих наименований, которые образуют соединительные связи в ещё более крупных масштабах.

ОСНОВЫ МОРФОЛОГИИ

Движение как перемещение тела в пространстве (локомоция) является важнейшей формой двигательной активности и адаптации организма человека. Оно отличается от других видов движения большей интенсивностью воздействия на вегетативные функции и биоэнергетику организма. Для человека характерны четыре вида локомоций: ходьба, бег, прыжки, лазанье. Их комбинации обеспечивают все многообразие двигательной деятельности человека.

Для количественного выражения локомоций используют термин локомоторная активность. Под ней понимается количественный эквивалент локомоций (в виде преодоленного пути, энерготрат и т.д.), отнесенный к единице времени. Термины: двигательная, физическая, мышечная активность используются в качестве синонимов локомоторной активности, поскольку именно эта форма движений превалирует над остальными.

Независимо от используемых методических подходов к оптимизации физических нагрузок, несомненно, базой является индивидуальная морфо-функциональная характеристика организма человека в целом и отдельных его сегментов, в частности.

В системе обучения специалистов (физическая культура и спорт) сложилось принципиально новое направление - функциональная анатомия или, правильнее, анатомия локомоции (движения). Оно принципиально отличается от классической системной анатомии, которая используется для подготовки других специалистов. Функциональная анатомия рассматривает организм человека как единую, саморегулируемую систему состоящую из:

· систем реализации локомоции (опорно-двигательный аппарат);

· систем обеспечения локомоции (циркуляция, пищеварение, дыхание и др.);

· систем координации и регуляции (нейрогуморальная и сенсорная).

«Комплексный учебный материал по анатомии и морфологии человека» подготовлен для студентов факультетов физической культуры и спорта в соответствии с требованиями стандарта специальности. Он включает основные термины и понятия, которыми должен владеть специалист в области физической культуры и спорта. По сути, представленный конспект является «стандартом знаний».


ТЕМА 1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Морфология человека - наука, изучающая строение и формы человеческого тела в связи с их функцией и развитием. Она включает такие морфологические науки: цитологию, гистологию, анатомию.

Разделы морфологии человека:

Человек (Homo sapiens ) относится к типу хордовых (Chordata), подтипу позвоночных (Vertebrata), классу млекопитающих (Mammalia), отряду приматов (Primates).

Организм человека представляет собой сложную биологическую систему, состоящую из функционально специализированных элементов (клеток), которые объединены благодаря существованию прямых и обратных, центральных и периферический связей, и которая функционирует в режиме самоорганизации и саморегуляции .

Выделяют пять уровней организации организма:

· клеточный - клетка является наименьшей структурной единицей живого, основой развития, строения и жизнедеятельности всех животных и растительных организмов;

· тканевой - ткани в многоклеточном организме - это структуры, состоящие из функционально специализированных клеток, близких по происхождению и предназначенных для выполнения определенных функций в организме;

· органный - органы - это структуры, имеющие стабильную форму, строение, иннервацию и кровоснабжение, положение и предназначенные для выполнения определенных функций;

· системный - системы - это объединение близких по строению и функции органов в организме человека, предназначенных для обеспечения его полноценного функционирования;

· организм - это индивидуальная самоорганизующаяся и саморегулируемая биологическая система.


Общие принципы организации тела человека:

Тело человека состоит из: головы, шеи, туловища и двух пар конечностей.

Анатомическое положение человека в пространстве - вертикальное без опоры на верхние конечности (видовое отличие человека).

Тело человека построено согласно законам симметрии:

По отношению к фронтальной плоскости (поверхности тела)- передняя (вентральная) и задняя (дорзальная);

По отношению к сагиттальной плоскости (половины тела) - правая и левая;

По отношению к горизонтальной плоскости - верх и низ.

Полости тела - это анатомические образования, в которые погружены и функционируют жизненно важные органы и системы организма:

- дорзальная полость (задняя) - расположены органы центральной нервной системы;

- вентральная полость (передняя ) - помещены все внутренние органы.

Вентральная полость состоит из:

Грудной полости и средостения;

Брюшной полости и забрюшинного пространства;

Полости таза.


Области тела - это участки поверхности тела, имеющие стабильную анатомическую структуру, границы, и на которые возможно проецировать подлежащие органы и системы.

Разделы морфологии человека:

1.Общая морфология - изучает общие закономерности строения организма человека на разных уровнях организации.

2.Частная морфология - изучает вопросы строения отдельных органов и систем организма в тесной взаимосвязи с выполняемыми ими функциями.


Особенности морфологии спорта:

1.Основной генетически определенной функцией тела человека является функция движения.

2.Локомоция - это высшая форма двигательной функции человека - перемещение в пространстве.

3.Для реализации локомоторной функции в организме человека генетически предопределены:

Системы реализации движения - двигательные сегменты (опорно-двигательный аппарат);

Системы обеспечения движения - дыхательная, циркуляции, кроветворения и др.;

Системы регуляции и координации движения - нейрогуморальная.

Двигательные сегменты тела человека:

Верхняя конечность и плечевой пояс (парный сегмент);

Нижняя конечность и плечевой пояс (парный сегмент);

Позвоночный столб.

Подготовка спортсмена - это система формирования в организме человека устойчивых функциональных систем (по Анохину) обеспечения локомоторной функции для достижения определенных целей.

Тренировка (тренинг) - этот комплекс педагогических приемов, направленных на формирование устойчивых функциональных систем посредством воздействия на вторую сигнальную систему человека.

Дрессировка (дрессура) - это комплекс педагогических приемов воздействия на первую сигнальную систему (подкорковые структуры), которая используется при подготовке животных.


Санкт-Петербург

РАЗДЕЛ 1. Характеристика, структура и содержание учебных занятий.

1.1. Цели и задачи учебных занятий:

Основной целью курса является знакомство и освоение студентами общих закономерностей организации человеческого организма, его основных систем и органов. Курс имеет ярко выраженную биологическую направленность, поскольку в процессе проведения курса человек рассматривается не столько как высшее существо на Земле, а как представитель биологического сообщества (в частности как представитель приматов – одного из самых древних отрядов среди современных млекопитающих). Необходимо представлять не только, как устроен тот или иной орган или система органов человека, знать основные анатомические понятия и термины, но и понимать, почему они так устроены, какова их взаимосвязь, как это сформировалось в эволюции человека. Эти идеи были заложены в трудах выдающегося Российского анатома П.Ф. Лесгафта, многие годы работавшего в Санкт-Петербургском университете.

Для биологов также очень важным является введенные в курс элементы антропологии – науки об анатомических вариациях и приспособлениях органов к определенным функциональным нагрузкам. Большое внимание уделяется вопросам морфологической изменчивости органов, как проявление общебиологических законов эволюции и изменчивости живых организмов. В курсе также даются основные сведения о микроскопической анатомии ряда органов - сведений, предшествующих курсам гистологии и цитологии. Тем самым создается преемственность и последовательность в формировании у студентов представления о разных уровнях организации живых организмов (и человека в частности)



Заключительная часть курса посвящена рассмотрению вопросов происхождения и эволюции человека. Приведены современные палеотологические и молекулярно-генетические данные о предках современного человека, путях его расселения по Земле и положении в Природе.

Поставленная цель достигается путем выполнения следующих задач:

Дать студентам представление об общих и частных особенностях организации

человеческого организма

- сформировать у студентов биологический и эволюционный подход к пониманию

принципов организации и функционирования основных систем и органов человека.

- заложить основы анатомической и медицинской терминологии и ознакомить с

современными методами анатомических и микроанатомических исследований

- уметь применить полученные знания при изучении других биологических дисциплин,

тем или иным образом связанных с человеком

Сформировать современное понимание сложных вопросов происхождения человека

Требования к подготовленности студентов к освоению содержания учебных занятий

Студенты должен иметь подготовку в объеме базовых курсов средней школы по анатомии и физиологии человека, зоологии и общей биологии

Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися:

Студент должен быть ознакомлен:

- с современными знаниями о строении человеческого организма, его основных

функциональных систем и органов

С задачами и проблемами современной анатомии и медицины

С азами микроскопической анатомии органов, как элемент преемственности при дальнейшем изучении курсов гистологии и цитологии

Студент должен знать:

- строение человеческого организма

Принципы организации, особенности и элементы функционирования органов и систем органов человека

Основные этапы эволюционного развития человека

Студент должен уметь:

- анализировать анатомические данные и микроанатомические препараты

Знать основные латинские названия органов и их частей

Уметь применять полученные знания при решении мультидисциплинарных задач в области анатомии, сравнительной зоологии и микроскопической анатомии

Уметь применять полученные данные в различных жизненных ситуациях

Студент должен владеть следующими навыками :

Способностью чтения и анализа представленных анатомических схем, рисунков, фотографий и муляжей

Использовать полученные знания по морфологии человека при изучении других биологических дисциплин для интегрированного понимания процессов, происходящих в организме человека.

Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий

Активные формы учебных занятий

Изучение натуральных анатомических препаратов, плакатов и таблиц по строению человека

1.5.1. Изучение и зарисовка анатомических препаратов по остеологии (учения о скелете)

1.5.2. Изучение и зарисовка анатомических препаратов по ЦНС человека

Интерактивные формы учебных занятий

1.5.3. Знакомство с методами анатомических и микроанатомических исследований (по материалам пособий и СD – диска)

1.5.4. Изучение схем и фотографий различных органов и их частей (по материалам пособий и CD- диска)

1.5.5. Работа с анатомическими препаратами (с использованием учебных материалов и пособий)

1.5.6. Работа с микроскопом по изучению микроанатомии основных систем органов человека (с использованием учебных материалов и пособий)

1.6. Структура и содержание учебных занятий

Организация учебных занятий

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. Аудиторная учебная работа обучающихся Самостоятельная работа Объём активных и интерактивных форм учебных занятий Трудоёмкость
лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя в т.ч. с использованием методических материалов текущий контроль промежуточная аттестация
Очная форма обучения
1курс 1 семестр 3,0
ИТОГО

1.7. Структура и содержание учебных занятий

Раздел 1. Общая морфология человека .

Тема 1. Введение.

Введение в морфологию человека. Предмет, методы и задачи современной морфологии человека. Краткий исторический очерк истории мировой и отечественной анатомии.

Работы П.Ф. Лесгафта – как основоположника теоретической и функциональной анатомии и их значение в общебиологической подготовке студентов. Уровни организации человеческого организма: системный, органный, тканевой, клеточный.

Тема 2. Основные закономерности строения человека

Основные законы строения, роста и развития человека. Человек – как представитель приматов (основные признаки и особенности строения важнейших систем человека).

Конституция человека – определение и основные типы конституции человека. Связь конституции человека с его физиологическими и психическими особенностями. Анатомическая изменчивость – структурная основа жизнедеятельности организма. Формы и законы анатомической изменчивости.