Полное описание значений в мотиве цветок. Символдрама или «сновидения наяву» как направление современной психотерапии. Я.Л. Обухов: Мотивы "Меч" и "Сосуд"

23.01.2024

Личное появление в ходе сеанса неприятных нам людей, а также проявление наших страхов и травм во плоти, всегда вызывает сопротивление. Поэтому символдрама учит работать с ними в образе символов, метафор. Так естественно работает физиологический сон, «показывая» нам переведённые на язык правого полушария события нашей жизни.

Однако, для того чтобы научиться глубокой релаксации и визуализации, необходимой для символдрамы, нужно начинать с малого. В предыдущей статье, посвящённой символдраме, мы говорили о том, что любой сеанс начинается с небольшой разминки - вхождения в образ луга. Но прежде чем приступить к полноценной визуализации, нужно проработать самый простой мотив - мотив «ЦВЕТОК». Не бойтесь экспериментировать, представить себе цветок в состоянии даже пациенты с тяжёлыми нарушениями.

Мотив «Цветок»: Пошаговая инструкция визуализации

  1. Представьте себе тот цвет, который в данный момент соответствует Вашему эмоциональному состоянию.
  2. Представьте себе, как этот цвет начинает пульсировать, то сжимаясь, то увеличиваясь в размерах, высвобождая пространство для фона другого цвета.
  3. Представьте себе цвет фона, на котором пульсирует и переливается первоначальный цвет. Какой он? В конце этого этапа у Вас уже есть предварительный размытый образ «цветка» на некоем фоне.
  4. Пульсирующий цвет начинает менять очертания и приобретает форму - это и будет форма Вашего цветка. Обратите внимание на центр этого пульсирующего цветового сгустка - он должен иметь другой цвет. Какой он? От этого центра во все стороны разбегаются лучи, разделяя Ваш цветок на лепестки. В конце этапа у Вас уже появляется сформированный цветок, у которого есть сердцевина и лепестки.
  5. Образ цветка, созданный Вами, формируется дальше, он приобретает глубину, трёхмерность, так создаётся - чашечка. Загляните вглубь чашечки цветка. Что Вы там видите? Каков запах? Что чувствует Ваш нос?
  6. Отойдите от цветка далеко-далеко, увидьте его маленьким, на придуманном Вами фоне. Как выглядит цветок издалека? На что он похож? Есть ли у него название?
  7. Где растёт Ваш цветок? Есть ли у него стебель, листья, корни? В какой почве Вы его разместили? Цветок может вполне как бы «зависать в воздухе», будучи совершенно абстрактным и не иметь связи с почвой.
  8. Что Вы видите рядом с образом цветком? Что его окружает? Есть ли вокруг него животные, насекомые, люди? Не угрожает ли что-нибудь цветку? Если да, то как Вы его защитите? Вы можете пересадить его в более безопасное место, можете окружить защитой в виде забора или садовой ограды...

Итак, любое препятствие, которое возникает в ходе визуализации, это проблема, вытащенная на поверхность из подсознания. Начинайте «работать» с препятствием и устранять его, пока Вы «там» - это будет иметь сильнейший терапевтический эффект «здесь».

Сеанс символдрамы всегда заканчивается так:

  1. Вы с силой сжимаете и разжимаете кулаки и пальцы ног.
  2. Делаете несколько энергичных движений руками и ногами.
  3. Хлопаете в ладоши.
  4. С силой зажмуриваетесь и широко раскрываете глаза.

В конце сеанса символдрамы нарисуйте (подробно или схематично, но быстро!) тот цветок, который у Вас получился и отложите рисунок в сторону. Вы вернётесь к этому рисунку на следующем сеансе, через несколько дней, когда будете работать с цветком во второй раз. Оцените тогда своё предыдущее состояние и начинайте новый сеанс визуализации. Скорее всего Вы начнёте представлять себе уже совсем другой цветок. После окончания второго сеанса так же зарисуйте то, что у Вас получилось. А через несколько дней сравните рисунки. Вы должны увидеть положительную динамику.

Мотив «Цветок»: Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации

Отклонения от нормы:

  1. Искусственные цветы, особенно ярких, вызывающих окрасок
  2. Цветы из железа, стали, чёрные цветы и тому подобные фантастические сюжеты.
  3. Цветы, вызывающие страх, отвращение и гадливость у самого же пациента.
  4. Невозможность сосредоточиться на одном цветке, постоянное изменение его формы, быстрая смена образов нескольких цветов.
  5. Быстрое увядание представленного цветка, опадание листьев и лепестков.
  6. Цветок как бы висит в воздухе, не имея почвы.

У многих, кто работает с образом цветка, может возникнуть одна из распространённых проблем: сознание не в силах сконцентрироваться на одном цветке, образы постоянно сменяют друг друга. Тогда нужно мысленно дотронуться пальцем до выбранного цветка и начать тактильно его обследовать. Как правило, после этого фиксируется один выбранный образ.

Признаки нормы:

Яркие, естественных тонов, настоящие цветы, которые легко узнаются - ромашка, роза, колокольчик и т.д. Признаком нормы и очень богатого воображения также считается цветок-гибрид, смесь двух настоящих цветов. Признаком нормы считается цветок, который вызывает радость у того, кто его воображает, находящийся в заполненном ландшафте, не зависающий в «пустоте».

После того, как у Вас, наконец, получится полноценная визуализация по мотиву «Цветок», Вы можете заметить, что некоторые проблемы, давившие на Вас подспудно, вышли наружу и перестали Вам досаждать.

Однако, Цветок - это всего лишь тренировка способности вашего воображения к визуализации. Настоящее решение проблем обусловлено столкновением Вас с самыми близкими Вам архетипическими сюжетами. Для кого-то это будет подъём на гору и панорама, открывающаяся с горы, для кого-то встреча с Существом на опушке леса, а для кого-то - обследование дома.

Образ цветка заменяет в символдраме традиционную медитацию на пламя свечи, которую, в отличие от символдрамы проводят в реальности и с открытыми глазами.

Если Вам трудно сосредоточиться, начните с этой классической медитации - медитируйте на свечу, и вскоре из её пламени к Вам будут приходить образы. А первым из них, вероятней всего, окажется образ цветка.

Запомните, без развитого навыка визуализации, любая практика позитивного мышления остаётся словами, написанными на бумаге.

Психоанализ З.Фрейда и аналитическая психология К.-Г. Юнга как теоретические основания символдрамы. Терапевтические факторы, действующие в символдраме. Предпосылки успешности психокоррекции. Основные положения символдрамы. Ступени как мотивы для развития индивидуальных проекций

2. Процедура коррекции

Показания и противопоказания к применению:

1. Терапевтические факторы и основные положения символдрамы.

Среди направлений психотерапии и психокоррекции при лечении психосоматических расстройств клинически высокоэффективным оказался метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, получивший название символдрамы, или кататимно-имагитивной психотерапии. В качестве метафоры его можно охарактеризовать как психоанализ при помощи сновидений наяву.

Метод разработан известным немецким психотерапевтом Гансом Лейнером (Лейнер, Корнадт, 1997). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов-«картин» на заданную психотерапевтом тему. Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. В качестве общепринятых мотивов символдрамы выступают следующие: луг, ручей или озеро, опушка леса, цветок, идеал Я, дом, путешествие в глубь своего тела и поиск больного места, облако, гора, лев, пещера, вулкан, фолиант и др.

При этом происходит самораскрытие психики в процессе безинерционного протекания проекций. Развертывание процессов аутосимволизма осуществляется в соответствии с потоком настроений, эмоций пациента. Символдрама как метод очень близка работе со сновидениями в аналитической психотерапии Юнга: мотивы, используемые в ее сеансах, можно рассматривать в качестве архетипических.

Сам Лейнер выделяет следующие терапевтические факторы , действующие в симводдраме:

1. образное представление, фокусировка воображаемых сцен и их эмоционального тона, чтобы их осознанно понять и сформулировать;

2. предметизация (наглядное представление, конкретизация) и перемещение содержания образов от полных фантазий до реально обусловленных представлений при спонтанной самоинтерпретации символов;

3. освобождение чувств и эмоций, вплоть до катарсиса;

4. эффект обратной связи превратившихся в объект конфликтов и стимулирование их креативного раскрытия.

Психотерапию по методу символдрамы можно представить как некую трехмерную систему координат, где одну ось представляет работа с конфликтами (первая составляющая), другую - работа, направленная на удовлетворение архаических потребностей (вторая составляющая), и третью - работа, нацеленная на развитие креативности пациента (третья составляющая). В каждом конкретном случае работы с пациентом психотерапевт как бы перемещается в этой системе координат, оказываясь ближе то к одной, то к другой оси, используя различные техники символдрамы.

Психотерапевт может вызвать похожие на сновидения наяву представления образов. Если предварительно дать пациенту общий мотив представления, то имагинация получается значительно легче. За первыми образами обычно очень скоро возникают последующие, которые по разным причинам представлены преимущественно образами ландшафта, животных и человека.

При этом представляющий образы человек часто может прийти к почти реальному переживанию, расширенному до трехмерного пространства, словно речь идет о действительно реальных структурах. Пациента просят сразу же сообщать сидящему рядом с ним психотерапевту о содержании появляющихся образов. Психотерапевт может оказать на них влияние, структурируя видения наяву по специально разработанным правилам. В этом диалогическом методе полное эмпатии сопровождение психотерапевта имеет особое значение.

Из дидактических соображений вся система разделена на три ступени: основную, среднюю и высшую. На основной ступени символдрамы следует довольствоваться ограниченными результатами. В особенности это касается лечения нарушений поведения или невротического развития характера во второй половине жизни, т. е. после 45 лет.

Система символдрамы основывается на двух основных положениях :

1. Человек способен развивать в своем воображении фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своей имагинативной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ и познавать себя в ходе четкого диалектического процесса.

2. В результате эмпирических наблюдений за фантастическими образами разработан ряд специфических правил и выявлены некоторые закономерности. Они подчинены первичному процессу, не интерпретирующемуся воздействием.

В соответствии со своей концепцией метод символдрамы близок к глубинной психологии и признает бессознательную психодинамику (символику сновидений, инстинктивные импульсы «Оно», защитные образования «Я», инстанции «Сверх-Я», регрессивные процессы).

Символдрама – это эффективный метод психотерапии, базирующийся на анализе образов, работе воображения, включающий арт-терапевтические элементы. Символдрама является проективным методом и обращается к подсознанию напрямую. На сеансе клиент расслабляется, представляет определенный образ, обрабатывает который с психологом, что позволяет мягко и нетравматично проработать травмы детства и глубокие противоречия. Данный метод позволяет проработать травмы, не вынося их на осознание, не вскрывая болезненные переживания. Человек в результате получает более устойчивую позитивную самооценку, которая дает ему шанс по жизни двигаться более успешно. Символдраму сравнивают с психоанализом, однако ее отличительное преимущество – отсутствие необходимости работать с психологом годами.

Символдрама в психологии

Фрейд говорил о своей мечте, чтобы психоанализ использовался на практике повсеместно. При жизни его это оказалось невозможно, оставался закрытым методом терапии. После же появилось много направлений, использующих принципы психоанализа для оказания широкой помощи населению. Одним из подобных направлений является символдрама, которая сегодня широко распространена на всем постсоветском пространстве.

Другое название символдрамы – кататимно-имагинативная психотерапия, обозначающая эмоционально-обусловленное проживание образов, идущих из души. Цель психотерапевта в этом методе – помочь обрести клиенту, обратившемуся за руководством, целостность, интегрировать различные отдельные амбивалентные части личности клиента через его познание себя.

Разработана символдрама в послевоенные годы немецким психотерапевтом Лейнером, первая публикация по символдраме датируется 1954 годом. До Лейнера исследования в направленном фантазировании проводил французский психотерапевт Дезолье.

Символдрама метод психотерапии, какой ориентирован на современный психоанализ, развитие идей Фрейда в работах психоаналитиков сегодня, а также и на аналитическую психологию Юнга. По сути метод символдрамы есть психотерапия через образы. Образ, который представляет человек, диагностирует многие его характеристики, эмоциональные проблемы, трудности отношений.

Одно из ключевых направлений символдрамы – работа с физической болью, психосоматическими заболеваниями. Выход через на бессознательные процессы позволяет мобилизовать ресурсы человека так, дабы справиться с недугом. Быстрый эффект наступает практически сразу, однако чтобы он закрепился, может затратиться около 2 лет. Притом когда клиент видит, что работа с психотерапевтом помогает ему, он мотивирован на долгую работу.

Символдрама позволяет также улучшить общее состояние организма, добавить сил, поднять общий тонус. Ряд исследований показывает, что наш иммунитет зависит от , человек заболевает, когда он теряет веру в будущее. Здесь помогут ресурсные образы, архаические мотивы, которые помогут подпитаться архаической энергией.

Символдрама метод психотерапии, зачастую использующий ландшафтные образы, среди них луг, ручей, цветы, гора. Все это подпитывает на уровне глубинных основ бессознательного. Представление образов – путь, по которому мы можем достаточно быстро выйти к природным ресурсами энергии в нас.

Сеанс символдрамы обычно включает 4 этапа. Сначала проводится предварительная беседа, клиент рассказывает, как себя чувствует, о событиях в жизни в последнее его время, повествует о своих проблемах, обязательно обсуждается биография человека, проговариваются сновидения, интимные моменты, запросы к психотерапии. Далее проводится упражнение , затем представление образа и обсуждение.

Можно ли трактовать символы самостоятельно? Символдрама работает с ночными сновидениями и так называемыми сновидениями наяву. Принципиально важно, что в символдраме используется диалог, именно через который вполне раскрывается . Психика диалогична, и в психотерапевтической работе частично функции контроля и вопрошающая функция делегируется психотерапевту. У клиента появляется возможность отдаться процессу, психотерапевт сопровождает, направляет, отражает его. Метод символдрамы применим от раннего до самого позднего возраста.

Сеансы психотерапии по методу символдрамы

Символдрама по обыкновению проводится в трех формах. Это индивидуальная психотерапия, какая проводится отдельными сессиями по 50 минут, как и стандартные психоаналитические сессии. Обязательной частью в символдраме является работа с дневником и рисунками клиента. Применяется также терапия пар, при ней образ одновременно воображают два человека. Даже за одно занятие можно снизить напряжение в паре супругов или, например, между подростком и родителем. Благодаря образу даже можно понять, успешным ли будет партнерство, продуктивно ли общение в нем. Работает также и групповая терапия с количеством обычно от 4 до 12 человек, которые совместно воображают, сидя или даже лежа в кругу головами к центру.

Лейнером предлагает специальные упражнения. Клиент расположился на кушетке или же в кресле, с ним проводится упражнение релаксации, дальше психотерапевт предлагает ему представить на заданную тему образ. Клиент рассказывает психотерапевту, что именно он представляет, продолжается это примерно минут 20.

Лейнер разделил символдраму на основную, затем среднюю и за ней высшую ступени. Мотивами для представления образов на основной ступени Лейнер дает следующие сюжеты: представить, что вы находитесь на лугу, идете вдоль ручья, поднимаетесь в гору, видите панораму, осматриваете дом или находитесь на опушке, где из темноты выходит существо, и с ним происходит взаимодействие. Эти техники очень простые, но они оказались эффективными для излечения самых различных нарушений. Это и невротические депрессии, фобии, вплоть до , психосоматические заболевания. Спектр применения этих техник широк, вплоть до сопровождения психотерапии тяжелобольных с онкологическими заболеваниями.

На средней ступени, к какой относится работа с отдельными сферами жизни, Лейнер предлагает представить себе значимое лицо, если это мать, то в образе коровы, если отец – слона. Проводился ряд исследований, которые доказали корреляцию между образом значимого человека и реальными с ним отношениями. При работе с интимными проблемами предлагаются, например, образы автостопа, куста розы, плодового дерева. Замечено, что если у человека есть интимные затруднения, то в образе человек не чувствует запаха. Происходит блокировка запахов, которые имеют вес в половой жизни, выборе партнера. При работе с агрессией предлагается образ дикой кошки, с идентичностью – идеал себя. На высшей же ступени предлагаются мотивы пещеры, вулкана, дыры на болоте.

Техники символдрамы

Клиенту предлагается расслабиться на кушетке, почувствовать опору над собой, закрыть глаза, снять накопившееся напряжение так, как если бы хотелось немного вздремнуть. Далее психотерапевт просит представить, например, куст розы, попробовать дотронуться до ее листков, стеблей. Спрашивает, насколько раскрылись бутоны, просит выбрать один понравившийся цветок и сорвать его.

Клиент сообщает, что куст у него находится в большом вазоне, цветы на нем – традиционные, розовые и красные, при этом замечает, что растение как будто подсохло, нуждается в поливе. Бутоны раскрыты, при этом,чем дольше клиент представляет образ, тем больше роза оживает, появляются и белые цветы. Однако на просьбу сорвать у него возникает явное нежелание, сообщает, что хочется прикасаться, понюхать, но не отрывать от стебля. Клиент рассказывает в течение 15-20 минут, терапевт, если нужно, задает наводящие вопросы, а затем трактует услышанное.

Данный образ отражает отношения клиента с противоположным полом и сценарий его полового поведения. В нашей культуре розы символизируют любовь, ее разные проявления. Здесь важно, какого цвета розы, есть ли бутоны или все цветы раскрылись, есть ли шипы и листья. Белые розы – символ чистоты, платонических отношений, гармонии. Красные розы – символ целомудрия. Терапевт обращает внимание клиента, что тот выбрал именно белую розу, которая появилась последней среди красных и розовых, хотя изначально не была видна. Степень раскрытия цветков отражает, насколько человек готов к интимным отношениям. Люди закомплексованные или не имеющие опыта в интиме представляют цветы в бутонах. Если цветок уже раскрылся, то можно говорить о том, что человек уже созрел к половым отношениям. Важно, есть ли на стеблях шипы – они отражают опасности, которые человек ожидает от интимных отношений. Если шипов очень много – это большое количество страхов, возможные предрассудки. Полное отсутствие шипов же означает игнорирование опасностей, связанных с половой жизнью. Рассматривая разные стадии во взаимодействии с цветком, мы можем видеть сценарий полового поведения мужчины, может он сорвать цветов или нет. Сорвать цветок собственно и означает половой акт.

Когда человек работает с образами – включаются глубинные бессознательные процессы, позволяющие выйти непосредственно на причину боли. Человек, который использовал разные способы, чтобы прекратить боль, и безуспешно, в течение 15-20 минут представляет образ и в этот момент боль проходит, приводя к осознанию ее психологической природы. Это мотивирует человека на дальнейшее прохождение психотерапии. Образы притом достаточно просты – клиенту предлагается представить то место, где ему хорошо, источник силы, ресурс. Для кого-то это картины природы, для другого, например, обычная квартира. Также, как показывает практика, человеку нужны контрасты – он может представить сначала гейзер, а потом спокойную воду. Или представить луг, мысленно лежать на нем, а затем почувствовать желание прыгать по нему.

Важным элементом здесь является следование психотерапевта на полшага за клиентом. Он не должен вести клиента, опережая его образы, а лишь сопровождать его, максимально полно давать возможность раскрыть себя в представлении образов. Следует быть предельно осторожным, чтобы не навязать клиенту свои образы. Любой вопрос должен быть открытым, не содержать в себе элемент ответа. Например, нельзя спрашивать, большое ли это дерево, правильным будет спросить, какого размера это дерево.

Данному пациенту была дана установка на то, чтобы пациент смотрел в глубину воображаемого леса. Пациент увидел там туннель, а из этого туннеля мчался огромный, страшный локомотив. В результате совместного с пациентом анализа данного образа была получена такая цепочка смыслов данного образа: огромный, страшный локомотив - чрезмерно строгий отец – строгий учитель и, наконец, экзамен как конкретное воплощение всех опасностей. Тут вся психосексуальная археология психоанализа оказывается ненужной, ибо смысл образа лежит в плоскости экзистенциальных проблем студента, и копание в возможном эдиповом комплексе пациента не является необходимым для купирования фобического симптома.

Что касается гратификации «первичного процесса», то можно сказать вместе с Лейнером, что он не является каким-либо регрессом, а только необходимым моментом в купировании некоторых психических болезней невротического уровня. Например, при посттравматическом стрессе, когда пациент теряет способность радоваться, очень помогает в измененном состоянии сознания вернуть пациента в те моменты его жизни, когда он испытывал радость. Иногда такой простой прием приводит к удивительному улучшению состояния пациента.

В современной психологии, особенно после публикации знаменитой монографии Миллера, Прибрама и Галантера «Планы и структуры поведения», образы принимаются, как необходимый элемент внутреннего планирования поведения, а не как некий реликт древних модусов психической деятельности. Таким образом, имагинативные образы могут быть с успехом использованы в психотерапии в следующих целях:

1. Для десенсибилизации по отношению к ситуациям, вызывающим сильные отрицательные эмоциональные реакции.

2. Для увеличения импликации личности в определенные виды деятельности (в том числе в те, которые способны вызывать радость!).

3. Для изменения общих установок личности (чрезмерной зависимости от определенных людей, сильного чувства вины и т. д.).

4. Для изменения патогенных программ и сценариев поведения (сценарии неудачника, программы избегания контактов с определенными людьми и т. д.)

5. Для использования образов, полученных на сеансах, для экзистенциального или аналитического толкования в психотерапии.

6. Для установления терпимых отношений между разными субличностями пациента.

7. Для увеличения креативности клиента путем свободного перемещения во внутреннем пространстве личности.

Первые четыре пункта могут быть названы бихевиоральным уровнем в дань традициям и истории психотерапии. Остальные пункты могут быть названы (опять же в дань традиции и истории) символдраматическими.

Данный список может быть продолжен. Имея в виду, что такие результаты могут быть получены за 8 – 30 сеансов, можно прийти к выводу о том, что имагинативные методы в психотерапии являются самими многообещающими на сегодняшний день. Однако это не значит, что речь идет о панацее. Каждая психотерапевтическая школа выдвигала интересные идеи и методы, особенно, если речь идет о больших школах, таких, как психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология. То, что каждая школа имеет собственную парадигму, которые нельзя каким-либо образом смешивать – не более чем теоретическая база доктринерства самой низкой пробы. Психотерапевт должен иметь самую широкую подготовку и быть в состоянии применить те психотерапевтические методы, которые способны реально помочь страдающим неврозами людям.

Таким образом, все преимущества богатого спектра вышеперечисленных психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга успешно соединились в символдраме.

Глава 3. СИМВОЛДРАМА

При психотерапевтической работе целесообразно использовать различные методы психотерапии в зависимости от личностных свойств пациента и от симптоматики его заболевания.

Существует рекомендуемая классификация выбора методов психотерапии в зависимости от заболевания: При острой истерической симптоматике предпочтительна суггестия; при вегетативных нарушениях – аутогенная тренировка; при жизненных трудностях – «разговорная» терапия; при фобиях – поведенческая терапия; при характерологических нарушениях – психодрама, гештальттерапия; при расстройствах, связанных с семейными проблемами – семейная психотерапия; при комплексных расстройствах с наличием предшествующего предрасположения – глубинно-психологические методы.

Символдрама используется при работе с психосоматическими, дезодаптационными заболеваниями, неврозами и т.д.

Независимо от метода психотерапии при ее проведении необходимо соблюдать ряд обязательных правил:

Психотерапия может быть только клинической. Врач, практикующий психотерапию, прежде всего, должен правильно поставить диагноз и оценить динамику заболевания, которое он лечит.

Психотерапия в комплексном подходе к лечению заболевания должна быть только предметом выбора, как и любой другой метод лечения.

Ни один из существующих методов психотерапии не имеет преимущества перед другими, если последние применяются своевременно и с учетом механизма, клиники и динамики заболевания. Нет «хороших» или «плохих» методов психотерапии. Есть только хорошие или плохие психотерапевты.

Психотерапия не терпит косности. В зависимости от динамики заболевания отдельные методы психотерапии могут применяться самостоятельно или в комбинации с другими, сменять, дополнять или усиливать друг друга.

Психотерапия не эффективна, а иногда и вредна без обратной связи с больным, без учета имеющихся показаний или противопоказаний к тому или иному лечению.

Психотерапия, даже в групповых ее вариантах, должна быть индивидуальной, личностно и социально ориентированной.

Любой, даже самый опытный, психотерапевт должен знать не только технику применяемых им психотерапевтических методов, но и, что более существенно, теоретическую базу, на которой эти методы основаны.

Психотерапия, так же как и любая другая отрасль клинической медицины, должна держаться на трех «китах»: клинике, знаниях (теории) и профессионализме.

3.1. Символдрама как один из методов психотерапии

Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод «сновидений наяву») - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как «психоанализ при помощи образов».

Название метода происходит от греческих слов «ката» -«соответствующий», «зависящий» и «тимос» - одно из обозначений «души» (в данном случае имеется ввиду «эмоциональность»). На русский язык название метода можно перевести как «эмоционально-обусловленное переживание образов».

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «картины» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

Из известных сегодня около пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.

Символдрама - это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии.

В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер предлагает следующие:

1) луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;

2) подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта; Важным диагностическим критерием является степень освоенности человеком ландшафта, свидетельствующая о социальной адаптированности пациента.

3) следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;

4) обследование дома;

5) встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.);

6) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса;

7) лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься;

8) пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.

Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива:

1) наблюдение и установление контакта с семьей животных - с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию;

2) получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить;

3) представление себя примерно на 10 лет старше.

Для подростков можно предложить также мотив собственная машина или мотоцикл.

Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались следующие мотивы: дерево; три дерева; цветок.

В определенных случаях используются специфические мотивы символдрамы:

Представление реальной ситуации в школе или дома;

Воспоминания из прошлого опыта;

Представление последней сцены из ночного сновидения и продолжение его развития в сновидении наяву под контролем психотерапевта;

Интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела);

Представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное значение, например, игрушки, любимой куклы, плюшевого мишки или другой мягкой игрушки.


Таблица 1.

Стандартные мотивы и их значение.

Мотив Значение Норма Патология
Луг матерински-оральный символ, общий фон настроения Зеленый, дневной, солнечный чувствую спокойствие, радость. Фактор настроения: Желтый - тоска, черный, коричневый – депрессия, ночной, зимний – одиночество холод.
Ручей, следование вдоль ручья матерински-оральный символ, вода - это животворящее начало, дающая оральную подпитку. Чистый, прозрачный, с истоком, можно пить купаться. Важен температурный режим. Захламлен, грязная вода, без истока, нельзя купаться, пить воду – это говорит о фрустрациях, связанных с самыми ранними отношениями между ребенком и матерью на первом году жизни. Водопады, уход ручья под землю.
Подъем в гору репрезентация наиболее важных для пациента объектов, отцовско-мужской или материнско-женский мир, половая идентификация Гора с растительностью, возможность подняться в гору, (может быть с трудом). В открывающейся с вершины горы панораме присутствуют населенные пункты, дороги, возделываемые человеком поля и другие продукты человеческой деятельности. Гора без растительности, невозможность подняться. Если взору открываются только бесконечные леса, горы, степи и пустыни, то это говорит о социальной неадаптированности пациента. Обзор полностью закрыт туманом, облаками, другими горами.
Обследование дома символ личности, актуальная самооценка пациента и переживаемое им в данный момент эмоциональное состояние. Подвал и чердак – отношение к детству.

дом предназначен, как правило, только для одной семьи. Это одно-, двух-, максимум трехэтажное строение, частный дом, дача или вилла. Есть окна и двери. Внутри есть кухня с запасами еды, спальня и т.д. Порядок, чисто, уютно.


Небоскребы, гостиницы, дом без окон, ухожен только фасад здания, отсутствуют любые запасы еды в доме, нет спальни, в шкафах чужая одежда и обувь и т.д. Грязно, холодно, неуютно.
Встреча с особо значимым лицом Значимое лицо может быть представлено в реальном образе, а также каким то животным или семьей животных Способ и форма контакта пациента с появившимся животным или человеком позволяет сделать диагностические выводы об отношениях со значимым лицом. Животное спокойно, с ним можно играть, обнять, гладить. Враждебность, страх по отношению к животному.
Пещера Мотив пещеры характеризуется тем, что он связан с подземным миром и с земными недрами, символизируя отверстие, ведущие к глубинным слоям бессознательного. Символ материнского. Зайти в пещеру, вернуться в утробу матери. В пещеру можно войти, там интересно, комфортно. Нельзя войти, страшно, холодно, неуютно.

3.2. Описание метода

Пациента, лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле вводят в состояние расслабления. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости – последовательно в различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться (см. раздел Техника проведения).

Предварительным условием проведения психотерапии является, само собой разумеется, установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед доверительных отношений между пациентом и терапевтом, а также сбор данных о пациенте (анамнез).

После достижения пациентом состояния расслабления (что можно проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом в открытой форме тему стандартный мотив

Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.

Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа «да», «угу», восклицаний типа «Вот как! », повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента.

Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта.

Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 минут, но не должна превышать 35 – 40 минут. Для детей длительность представления образов колеблется в зависимости от возраста ребенка от 5 до 20 минут.

Курс психотерапии состоит, как правило, из 8 – 15 сеансов, в особо сложных случаях достигая иногда 30 – 50 сеансов. Однако существенные улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда даже один-единственный сеанс может избавить пациента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию.

Частота сеансов составляет от 1 до 3 сеансов в неделю. Так как метод символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени, чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно и, тем более, несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить сеансы реже, чем раз в неделю.

Символдрама проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психотерапии.

Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией.

3.3. Техника проведения психотерапии

3.3.1. Предварительные условия

Прежде всего, необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекаться на посторонние предметы, в частности, на игрушки. Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в другой комнате, а не в той, где проводится игровая психотерапия.

Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено, шторы при этом должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это может вызвать у ребенка тревогу). Делать это нужно заранее, до прихода ребенка, так как в его присутствии это может вызвать у него беспокойство. Обстановка должна казаться ребенку вполне нормальной.

Существенное отличие психотерапии детей и подростков от работы со взрослыми пациентами заключается также в принципиально иной эмоциональной установке психотерапевта. Она характеризуется тем, что требует от психотерапевта

1) большей активности, жизненности и бодрости чувств;

2) полного доброжелательности и радости отношения к ребенку, которое он очень хорошо чувствует;

3) готовности и способности воспринимать позитивные чувства, которые может вызывать в психотерапевте ребенок;

4) психотерапевт ведет себя так, как будто он уже хорошо знает ребенка, но долго не видел его и поэтому теперь очень рад его приходу .

Работая с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет) , предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Эта поза лучше соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь сильно подвергаются страху предстать «на растерзание» психотерапевту, как в более беззащитном положении лежа.

В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты.

Следующим важным условием проведения с ребенком сеанса символдрамы является его понятное и приемлемое для ребенка обоснование. Например, ребенка можно спросить, знает ли он интересную «игру полета фантазии с закрытыми глазами». Обычно ребенок отвечает: «Нет». Таким образом у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы.

В работе с более старшими детьми и подростками психотерапевт может спросить, не хочет ли ребенок пройти интересный тест, в котором нужно представлять в воображении определенные образы. Как правило, в этом возрасте дети с удовольствием выполняют различные тесты.

Каждый сеанс символдрамы начинается с короткой предварительной беседы, длящейся от 5 до 15 минут. В ходе этой беседы необходимо прежде всего обсудить актуальное состояние ребенка, его самочувствие и реальную ситуацию. Можно спросить о том, что происходит в школе (оценки, задания) или дома (например, если кто нибудь заболел, приехали гости и т. п.)

Затем можно перейти к теме предыдущего сеанса. Почти все дети приносят рисунок, который психотерапевт задал им нарисовать после представления предшествующего мотива. Обсуждая его, психотерапевт способствует «оживлению» рисунка, если он, например, спрашивает: «А что происходит здесь?»; «Куда смотрит этот?»; «Что бы дереву хотелось больше всего сделать?» – и т. п.

Такая беседа пробуждает фантазию ребенка и настраивает его на работу со следующим мотивом. Далее следует индукция расслабления и собственно представление образов.

По окончании процедуры представления образов происходит последующее обсуждение, в ходе которого следует оставаться на уровне эмоционального переживания, не проводя никакой интерпретации и анализа. Можно спросить о том, что было самым приятным в образе, что было менее приятно, что было самым ярким, что менее ярким, что было реальным воспоминанием, а что – продуктом чистой фантазии. Можно расспросить о конкретных деталях образа, что из этого пациент считает самым важным, и что произвело на него наибольшее впечатление.

3.3.2 Работа с рисунком

Важное место в работе по методу символдрамы занимает рисование пациентом пережитого им образа. Специалистами Института Кататимно-имагинативной психотерапии в Германии разработана специальная методика проведения психодиагностики – на основе рисунка пережитого пациентом образа.

Привлечение рисунка используется в работе практически со всеми категориями пациентов. Особенно полезно рисование пережитого в образе материала оказалось в работе с людьми, имеющими недостаточно развитую фантазию, испытывающими трудности вербального выражения, скованных запретами и комплексами, а также переполненных силой образа. Если в первом случае рисунок стимулирует фантазию, то в последнем случае рисунок оказывает на фантазию человека ограничивающее и систематизирующее воздействие.

Задание нарисовать пережитое обычно дается пациенту после окончания представления образа. Это своего рода специальное психотерапевтическое домашнее задание. Обсуждение рисунка происходит, как правило, в начале следующего сеанса.

Иногда пациент рисует непосредственно сразу после представления образа в кабинете психолога. В этом случае, задача психолога – создать оптимальные возможности для наиболее полного самораскрытия личности пациента. Для этого необходимо дать пациенту полную свободу в выборе величины и формата листа бумаги, а также в выборе средств для рисования. Лучше всего, если пациент сам отрежет необходимый ему для рисования лист бумаги от большого рулона, наподобие рулона обойной бумаги. В кабинете психолога должен быть достаточно большой выбор средств для рисования: карандаши, мелки и краски.

Пациента просят выбрать, чем он будет рисовать, вырезать из рулона бумаги «свой» формат и что-нибудь нарисовать в течение примерно 20 минут.

Если психотерапевт наблюдает за процессом рисования пациента, то необходимо фиксировать сопровождающие его эмоциональные проявления. Если такого наблюдения не проводится, то о некоторых эмоциональных реакциях можно сделать вывод по продавливаниям на обратной стороне рисунка. Например, продавливания, соответствующие прямым линиям, уколам, толчкам и острым углам, как правило, говорят о проявлении агрессии, а повторяющиеся круговые движения обычно свидетельствуют о тревоге и страхе. При этом важно, где расположены эти круговые движения. Например, многократное круговое очерчивание вокруг рта часто соответствует оральным и вербальным страхам. Эти наблюдения сделаны на большом статистическом материале .

Один из них – это величина и формат выбранного листа бумаги.

Большие листы бумаги (больше формата А4) выбирают, как правило, люди с завышенными представлениями о себе, склонные к нарциссизму и истерическим реакциям, а также дети. В экстремальных случаях пациент даже продолжает рисовать за пределами листа бумаги на столе.

Маленькие листы бумаги (меньше формата А4) обычно выбирают пациенты с депрессивной и навязчивой структурой личности, а также имеющие заниженную самооценку, «маленькие», «скромные».

Следующий объективный диагностический критерий – это горизонтальное или вертикальное положение листа бумаги.

Важно, как пациент отрезает бумагу. Некоторые подолгу ровняют края. Это типичный признак эпилептоидности. Некоторые сначала по линейке отчерчивают линию отрыва и лишь после этого обрезают лист бумаги. Это признак педантичности, ригидности.

Следующий важный диагностический критерий – это наличие или отсутствие специально нарисованных пациентом рамок. Рамка может свидетельствовать о стремлении пациента отгородиться от внешнего мира, что, в свою очередь, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью, защитой от которых, как раз и служит рамка. «Рамка» может быть также образована из незанятого цветом пространства по краям листа бумаги, что тоже говорит о страхе и неуверенности по отношению к внешнему миру. Важно, с какого края рисунка находится такое незанятое цветом пространство.

Считается, что смещение изображения в верхнюю часть рисунка отражает завышенный уровень притязаний, а смещение в нижнюю часть рисунка – заниженный уровень притязаний и низкую самооценку. Левая сторона рисунка соответствует эмоционально-интуитивной сфере личности, а правая сторона – интеллектуально-рациональной сфере личности. В соответствии с этим, с какой стороны рисунка образовалась «рамка» из незанятого пространства – в той сфере пациент испытывает наибольшую неуверенность.

Большое значение имеют средства, которые пациент выбирает для рисования. Важно отметить, что выбор материала должен быть большой. И если из всех материалов пациент выбирает, например, простой карандаш – это говорит о страхе перед самовыражением красками (страх перед неопределенностью). Часто для таких пациентов свойственны навязчивые черты. Тушь (особенно черная), как правило, соответствует агрессивности. Если из всего многообразия средств для рисования пациент выбирает шариковую ручку – это говорит о навязчивой, слишком конкретной личности, для которой рисование шариковой ручкой служит определенной защитой. Признаком внутренней раскованности и нарастания степени выраженности внутренней свободы может служить следующая последовательность выбора изобразительных средств: 1. цветные карандаши, 2. восковые мелки, 3. пастель, 4. гуашь, 5. акварель. В этом ряду признаком наиболее раскрепощенной и свободной личности может быть выбор акварели, когда пациент уверенно чувствует себя, несмотря на размытый и нечеткий характер линий. С другой стороны, рисование цветными мелками и карандашами позволяет менее уверенному пациенту опираться на четкие линии.

Интерпретация расположения элементов рисунка на листе бумаги (в центре, вверху, внизу, слева и справа) соответствует разработкам классических рисуночных тестов (например, теста «Несуществующее животное»). При обсуждении рисунка пациента можно спросить: «Где Вы чувствуете себя лучше? В какую сторону Вы бы пошли?»

С диагностической точки зрения, важно, что самое важное пациент бессознательно располагает в центре, что бы он потом ни говорил.

Это же можно сказать и о перспективе. Самое важное пациент бессознательно располагает на переднем плане, – опять же, как бы потом он сам ни комментировал свой рисунок. Само наличие или отсутствие перспективы – это тоже диагностический критерий. Отсутствие перспективы у взрослых пациентов может быть связано с психотическими нарушениями. Известно, что на рисунках больных шизофренией часто нет перспективы или она потеряна.

При анализе рисунка необходимо учитывать все необычные, отличные от нормы элементы, утрирования, диспропорции, отсутствие определенных частей тела и т. д. Интерпретация этих признаков проводится в соответствии с принципами классических рисуночных тестов (например, теста «Несуществующее животное»).

Один из таких диагностических критериев – это особенность изображения линии горизонта. Если взрослый пациент оставляет пропущенный участок между « небом» и « землей» – это может говорить о расщеплении психической структуры, разрыве между «верхом» и «низом».

3.3.3. Символика цвета и чисел

Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет отражает различные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Поэтому при анализе рисунка важно расспросить пациента, какое впечатление производит на него рисунок в целом и отдельные его части, нравится ли ему тот или иной цвет и т. д.

Символика цвета определяется одновременно множеством факторов – как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас. Причем особое внимание следует уделить событиям последних двух дней. Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования – принцип амбивалентности – предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений (Таблица 2). Именно поэтому при анализе символики цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы.

Интерпретация цветов в Символдраме .

Таблица 2.

цвет

Положительные характеристики

Отрицательные характеристики


красный

любовь, страсть

эротическое начало

вдохновение

агрессия

ненависть

опасность


синий

дисциплина

порядок, верность

иррациональность


желтый

открытость

активность

свобода, слава, сила

ревность, зависть

жадность, лживость

мания, бред


оранжевый

Зрелость личности

энергия, сила

вытесняет другие цвета

страсть борьбы и войны


зеленый

Витальное начало

незрелость


фиолетовый

равновесие

мистика, колдов. чары

сокровенное знание

покаяние

внутреннее беспокойство

тревога, отречение

меланхолия


коричневый

материнство

плодородие


черный

достоинство

торжественность

белый

гармония

привидение


серый


неясность

депрессия


Число символизирует порядок, последовательность и упорядоченность. С его помощью осуществляется качественная и количественная оценка как мира, так и человека. При интерпретации (Таблица 3) символического значения чисел мы пользуемся теми же основополагающими принципами глубинно-психологической символики, что и при интерпретации символического значения цвета. Здесь также максимально возможная интерпретация допустима только на уровне гипотезы, достоверность которой проверяется на основании совокупности всех имеющихся рисунков, образов и сновидений, а также данных анамнеза.

Таблица 3.

Значение чисел

Число Значение
Один С одной стороны всеобщность, абсолютность, с другой одиночество, нарциссические тенденции
С одной стороны соединение двух, пара, связь, соответствие, с другой разделение, полярность, противопоставление, противоположность, сомнение
Три число полноты, совершенства. Развитие, цикл, динамика, степень превосходства
Четыре Число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики, идеально устойчивая структура
Пять Символизирует скрытое, сокровенное знание, магию, число человека, число его тела: руки, ноги и голова
Шесть Разделение видимого и невидимого мира, соединение противоположностей, это число равновесия
Семь

общая, в представлении многих культур, универсальная идея Вселенной (семь дней недели; количество цветов спектра и т.д.)

Восемь С одной стороны число статичности, космической симметрии с другой число стагнации, застоя психических процессов
Девять Воплощает в себе завершение, замыкание циклической полноты, троекратное повторение трех, это символ неба, одухотворенности, сакральное число во многих культурах.
Десять Число разумного мышления, полноты, фактор исчисления. Связано это с возникновением счета по десяти пальцам рук.
Одиннадцать

простое число, символ неразрешимого.

Двенадцать Число полноты и равновесия, основание двенадцатеричной системы исчисления. Несет в себе, в основном, только положительное значение
Тринадцать Самое амбивалентное число. С одной стороны, оно считается символом несчастья, а с другой, многие люди верят, что оно принесет им счастье.

Не следует стремиться истолковать каждую отдельную деталь рисунка, образа или сновидения, как бы раскладывая его по полочкам. Сновидение, образ и рисунок - это, прежде всего метафора. Именно таким целостным, метафорическим подходом и нужно руководствоваться при интерпретации.

Учитывая множественность детерминации, многозначность, многоплановость и амбивалентность символа, мы не можем делать однозначных выводов на основании лишь одного только конкретного рисунка, образа или сна. Интерпретация допускается только на уровне гипотезы, степень вероятности которой в последующем либо будет повышаться, либо понижаться – в ходе интерпретации других рисунков, образов и сновидений, а также анализа истории жизни и актуальной личностной ситуации пациента. Как правило, проблема или внутренний конфликт пациента отражаются в разных формах почти в каждом образе и рисунке пациента. Это позволяет специалисту-психологу сделать достаточно точные и объективные диагностические выводы на основании совокупности образов и рисунков.

3.4. Показания и противопоказания для применения символдрамы

3.4.1. Показания для применения символдрамы

Лучше всего применение методов символдрамы зарекомендовало себя при работе с детскими фобиями. При этом эффективным оказалось постепенное пошаговое «декондиционирование» (снятие условнорефлекторных зависимостей), напоминающее методы поведенческой терапии.

Символдрама успешно используется при лечении детских навязчивых состояний . Положительный эффект психотерапии связан, среди прочего, с тем, что отколовшийся от сознания, т. е. вытесненный материал «возвращается» в символической форме в образное сознание. Тем самым прекращается навязчивое повторение как защитный механизм против вытесненного.

Символдрама показана также в случаях нейро- и психовегетативных нарушений средней тяжести, психосоматических расстройств, ночного недержания мочи (энуреза), заикания, нервной анорексии и других нарушений питания, деструкции функциональных или психических компонентов при внутренних или других заболеваниях, в случае обусловленных невротическим развитием личности нарушений адаптационной способности, при замкнутости, закомплексованности, в случае нарушений концентрации внимания и проблем с успеваемостью в учебе.

Рекомендации по работе с детьми у которых выявляется повышенный уровень тревожности. Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки проявления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности челов...

Характеристика способов психотерапии, использующих образы и активное воображение. Анализ принципов кататимно-имагинативной терапии. Изучение изменения самоотношения у лиц юношеского возраста при оказании коррекционного воздействия по методу символдрамы.

Теоретические аспекты темы. Характеристика интровертного типа. Понятие тревожности. Различение ситуативной и личностной тревожности. Эмпирическое исследование взаимосвязи активной и реактивной тревожности интроверта.

Изменение жизни пациента как главная цель психотерапевтического лечения. Провокация Г. Айзенка и мета-исследования, направленные на подтверждение благоприятного воздействия психотерапии. Интеграция различных технических и теоретических подходов к лечению.

Рассмотрение народных сказок как эффективных способов формирования зрелой личности и выработки адекватных механизмов защиты Я. Ознакомление с символдрамой как методом лечения психосоматических заболеваний, связанных с невротическим развитием личности.

Психотерапия пациентов с расщепленным образом "Я"

Тактики психотерапии пациентов с расщепленным образом "Я" Большинство психодинамически ориентированных психотерапевтов считают расщепление образа Я отличительной особенностью шизоидной,нарциссической и пограничной личностных структур. Пациентам с расщепленным образом Я свойственно крайне а...

Слово «тревожный» отмечается в словарях т с 1771г. Один из авторов полагает, что слово тревога обозначает трижды повторяющийся сигнал об опасности со стороны противника.

Определение понятия тревожности с точки зрения различных авторов. Тревожность как предмет психологического исследования, классификация ее главных видов и форм. Стадии развития тревоги, возможные причины ее возникновения. Особенности тревожных личностей.