Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей - документ, который в последнее время вызывает повышенный интерес у ряда работодателей и работников. Что собой представляет этот профстандарт и каковы особенности его применения, вы узнаете из нашей статьи.
Нормы о профстандартах специалистов установлены статьями 195.1, 195.2 и 195.3 Трудового кодекса. Согласно этим положениям, профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, требующейся работнику для выполнения определенного вида трудовой деятельности. В свою очередь, квалификация специалиста - это совокупность знаний, умений, навыков работника и практического опыта работы.
Все профстандарты построены по единой схеме, предполагающей 4 раздела:
1. Общие положения.
2. Трудовые функции, входящие в профстандарт.
3. Характеристика трудовых функций.
4. Сведения об организациях, разработавших профстандарт.
Хотя к моменту написания этой статьи принято несколько сотен профессиональных стандартов по 40 видам трудовой деятельности, для специальности автослесаря отдельного стандарта пока нет. Существует лишь проект приказа Минтруда «Об утверждении профессионального стандарта "Автомеханик"» , который еще не принят. Это значит, что специалиста-автослесаря в настоящее время работодатель может подбирать, руководствуясь положениями нескольких профстандартов, подходящих для конкретного направления деятельности, выполняемой этим сотрудником.
Такими стандартами сейчас можно назвать:
Одним из ключевых моментов любого профстандарта является описание уровней квалификации специалиста, выполняющего те или иные трудовые функции. При этом каждый уровень квалификации включает в себя:
Последний показатель является основным при подборке специалистов работодателем.
В упомянутых выше профстандартах, которые описывают деятельность автослесарей, используются уровни квалификации с 3 по 7:
Кроме указанного каждый уровень включает соответствующий практический опыт, определяемый в каждом конкретном профстандарте индивидуально по каждому уровню квалификации.
Основным видом деятельности этого специалиста названы техобслуживание и ремонт электрооборудования и электроустановок. Этим вполне может заниматься автослесарь, если направление его деятельности касается ремонта автомобильной электроники.
Профстандарт содержит 4 трудовые функции:
1. Обслуживание и ремонт простых электроцепей, узлов, электроаппаратов и электрических машин. Требуемый уровень квалификации специалиста - 3. Опыта работы не требуется.
2. Техобслуживание и ремонт сложных электроцепей, узлов, электроаппаратов и электромашин, а также связанных с ними механизмов, их отладка и испытание. Необходимый уровень квалификации - 4. Требуется стаж работы от полугода в должности слесаря-электрика 3 разряда.
3. Проведение испытаний и проверок на точность сложного электромеханического оборудования, ремонт устройств силовой электрики требует 4 уровня квалификации и не менее года работы в должности слесаря-электрика 5 разряда.
4. Техобслуживание, ремонт и отладка устройств информационной электроники. Необходим 4 уровень квалификации с опытом работы от года в должности слесаря-электрика 5 разряда.
Особыми условиями допуска к работе, независимо от уровня квалификации, являются первичные и периодические медосмотры, а также наличие группы допуска по электробезопасности того уровня, который предусмотрен классом обслуживаемой установки.
Профстандарт определяет основным видом трудовой деятельности сборку и контроль техсостояния агрегатов и систем автомобиля. Профстандарт содержит 5 описаний трудовых функций с указанием критериев отбора специалистов для их выполнения. Трудовой деятельности автослесаря соответствуют лишь две из них:
1. Проведение сборки, проверки и регулировки агрегатов и систем автомобилей. Требуется 3 уровень квалификации без опыта работы.
2. Деятельность по контролю за технологическим процессом сборки агрегатов и автомобиля. Требуется 4 уровень квалификации без опыта работы.
Остальные трудовые функции этого профстандарта предполагают квалификацию более высокого уровня (от 5 до 7) и направлены на повышение эффективности, удешевления, формирования стратегии развития всего производственного процесса, а также повышение качества продукции.
Исходя из норм Трудового кодекса (ст. 57 и 195.3), можно сделать вывод о том, что в настоящий момент профессиональные стандарты обязательны к применению лишь в двух случаях:
В отношении всех профстандартов, имеющих отношение к специальности слесаря по ремонту автомобилей, таких ограничений не предусмотрено. Таким образом, требования описанных в статье профстандартов можно рассматривать лишь как рекомендательные. Практической пользой профессиональных стандартов в этом случае может быть помощь в составлении должностной инструкции для данного специалиста.
Важно также заметить, что несоответствие работника, занимающего должность, условиям, установленным в профстандарте, не может служить основанием для увольнения сотрудника. В этой ситуации у работодателя есть только право отправить работника на соответствующую учебу или переквалификацию.
— документ, который в последнее время вызывает повышенный интерес у ряда работодателей и работников. Что собой представляет этот профстандарт и каковы особенности его применения, вы узнаете из нашей статьи.
Нормы о профстандартах специалистов установлены статьями 195.1, 195.2 и 195.3 Трудового кодекса. Согласно этим положениям, профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, требующейся работнику для выполнения определенного вида трудовой деятельности. В свою очередь, квалификация специалиста — это совокупность знаний, умений, навыков работника и практического опыта работы.
Все профстандарты построены по единой схеме, предполагающей 4 раздела:
Хотя к моменту написания этой статьи принято несколько сотен профессиональных стандартов по 40 видам трудовой деятельности, для специальности автослесаря отдельного стандарта пока нет. Существует лишь проект приказа Минтруда «Об утверждении профессионального стандарта "Автомеханик"», который еще не принят. Это значит, что специалиста-автослесаря в настоящее время работодатель может подбирать, руководствуясь положениями нескольких профстандартов, подходящих для конкретного направления деятельности, выполняемой этим сотрудником.
Такими стандартами сейчас можно назвать:
Одним из ключевых моментов любого профстандарта является описание уровней квалификации специалиста, выполняющего те или иные трудовые функции. При этом каждый уровень квалификации включает в себя:
Последний показатель является основным при подборке специалистов работодателем.
Не знаете свои права?
В упомянутых выше профстандартах, которые описывают деятельность автослесарей, используются уровни квалификации с 3 по 7:
Кроме указанного каждый уровень включает соответствующий практический опыт, определяемый в каждом конкретном профстандарте индивидуально по каждому уровню квалификации.
Основным видом деятельности этого специалиста названы техобслуживание и ремонт электрооборудования и электроустановок. Этим вполне может заниматься автослесарь, если направление его деятельности касается ремонта автомобильной электроники.
Профстандарт содержит 4 трудовые функции:
Особыми условиями допуска к работе, независимо от уровня квалификации, являются первичные и периодические медосмотры, а также наличие группы допуска по электробезопасности того уровня, который предусмотрен классом обслуживаемой установки.
Профстандарт определяет основным видом трудовой деятельности сборку и контроль техсостояния агрегатов и систем автомобиля. Профстандарт содержит 5 описаний трудовых функций с указанием критериев отбора специалистов для их выполнения. Трудовой деятельности автослесаря соответствуют лишь две из них:
Остальные трудовые функции этого профстандарта предполагают квалификацию более высокого уровня (от 5 до 7) и направлены на повышение эффективности, удешевления, формирования стратегии развития всего производственного процесса, а также повышение качества продукции.
Исходя из норм Трудового кодекса (ст. 57 и 195.3), можно сделать вывод о том, что в настоящий момент профессиональные стандарты обязательны к применению лишь в двух случаях:
В отношении всех профстандартов, имеющих отношение к специальности слесаря по ремонту автомобилей, таких ограничений не предусмотрено. Таким образом, требования описанных в статье профстандартов можно рассматривать лишь как рекомендательные. Практической пользой профессиональных стандартов в этом случае может быть помощь в составлении должностной инструкции для данного специалиста.
Важно также заметить, что несоответствие работника, занимающего должность, условиям, установленным в профстандарте, не может служить основанием для увольнения сотрудника. В этой ситуации у работодателя есть только право отправить работника на соответствующую учебу или переквалификацию.
Проф. стандарт для слесаря, занимающегося ремонтными работами в отношении автомобилей, представляет собой важный документ , которые регламентирует деятельность представителя данной профессии.
Основные нормативы, связанные со стандартами подобных специалистов, устанавливаются в рамках ст. 195.1, 195.2, 195.3 Трудового кодекса РФ. В связи с этими положениями норматив выступает в качестве квалификационной характеристики, которая необходима сотруднику для осуществления определенного вида трудовой работы.
Абсолютно все стандарты, применяемые на практике, подразумевают наличие следующих четырех разделов :
Деятельность специалиста находится под строгим регламентированием проф. стандарта слесаря-электрика (в рамках Приказа №646н), а также специалиста по сборке агрегатов и авто (Приказ №877н).
Ключевое направление любого стандарта состоит в описании уровней познаний специалиста. В каждом из них присутствуют следующие основные моменты :
Каждое из данных направлений подразумевает наличие практического опыта, определяемого каждым профессиональным стандартом в зависимости от имеющейся квалификации.
В качестве базового вида деятельности этого специалиста выступает проведение технического обслуживания и ремонтных работ в отношении электрооборудования, установок, систем. Эти функции может выполнять автослесарь при условии, что направленность его работы касается непосредственного ремонта автомобильной электроники.
В рамках законодательной нормы содержится целых 4 опции :
К особым условиям, при которым осуществляется допуск к работе, вне зависимости от квалификационного уровня, относятся первичные и плановые осмотры и присутствие на руках соответствующих групп допуска.
Документ в качестве базового вида деятельности подразумевает сборку и контрольные мероприятия по техническому состоянию агрегатов и автомобильных систем. В его рамках содержится порядка 5 описаний трудовых функций с детальным рассмотрением отборных критериев. Трудовому процессу автослесаря имеет соответствие лишь два ключевых направления :
Прочие трудовые опции в рамках данного ПС подразумевают более высокую степень подготовленности – с 5-й по 7-ю, а также имеют нацеленность на повышение параметра эффективности и формирования стратегии для последующего развития рабочего процесса, улучшения качественных параметров продуктовых единиц.
Специалист, занятый в данной нише, обладает следующим набором правовых полномочий :
Есть также несколько аспектов, за которые этот сотрудник является однозначно ответственным :
Таким образом, слесарь по охране труда является важным специалистом, ответственным за большое количество аспектов.