Система транспорта веществ у животных таблица. Перенос питательных веществ в организме растения и животного. Изучение нового материала

03.10.2020

Вопрос 1.
Для поддержания нормальной жизнедеятельности организму необходимы питательные вещества (минеральные вещества, вода, органические соединения) и кислород. Обычно эти вещества передвигаются по сосудам (по сосудам древесины и луба у растений и по кровеносным сосудам у животных). В клетках вещества передвигаются от органоида к органоиду. Транспортируются вещества в клетку из межклеточного вещества. Отработанные и ненужные вещества выводятся из клеток и, затем, через органы выделения из организма. Таким образом, транспорт веществ в организме необходим для нормального обмена веществ и энергии.

Вопрос 2.
У одноклеточных организмов вещества переносятся движением цитоплазмы. Так, у амёбы цитоплазма перетекает из одной части тела в другую. Содержащиеся в ней питательные вещества передвигаются и разносятся по всему организму. У инфузории туфельки – одноклеточного организма, имеющего постоянную форму тела – передвижение пищеварительного пузырька и распределение питательных веществ по всей клетке достигается непрерывным круговым движением цитоплазмы.

Вопрос 3.
Сердечно-сосудистая система обеспечивает непрерывное движение крови, которое необходимо для всех органов и тканей. По этой системе органы и ткани получают кислород, питательные вещества, воду, минеральные соли, с кровью к органам поступают гормоны, регулирующие работу организма. Из органов в кровь поступает углекислый газ, продукты распада. Кроме того, система кровообращения поддерживает постоянство температуры тела, обеспечивает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз ), взаимосвязь органов, обеспечивает газообмен в тканях и органах. Система кровообращения выполняет также защитную функцию, так как в крови содержатся антитела и антитоксины.

Вопрос 4.
Кровь - это жидкая соединительная ткань. Она состоит из плазмы и форменных элементов. Плазма - это жидкое межклеточное вещество, форменные элементы - это клетки крови. Плазма составляет 50-60 % объема крови и на 90 % состоит из воды. Остальное - это органические (около 9,1 %) и неорганические (около 0,9 %) вещества плазмы. К органическим веществам относятся белки (альбумин, гамма-глобулин, фибриноген и др.), жиры, глюкоза, мочевина. Благодаря наличию в плазме фибриногена кровь способна к свертыванию - важной защитной реакции, спасающей организм от кровопотери.

Вопрос 5 .
Кровь состоит из плазмы и форменных элементов. Плазма - это жидкое межклеточное вещество, форменные элементы - это клетки крови. Плазма составляет 50-60 % объема крови и на 90 % состоит из воды. Остальное - это органические (около 9,1 %) и неорганические
(около 0,9 %) вещества плазмы. К органическим веществам относятся белки (альбумин, гамма-глобулин, фибриноген и др.), жиры, глюкоза, мочевина. Благодаря наличию в плазме фибриногена кровь способна к свертыванию - важной защитной реакции, спасающей организм от кровопотери.
Форменными элементами крови являются эритроциты – красные кровяные тельца, лейкоциты – белые кровяные тельца и тромбоциты – кровяные пластинки.

Вопрос 6.
Устьица представляют собой щель, которая расположена между двумя бобовидными (замыкающими) клетками. Замыкающие клетки находятся над большим межклетником в рыхлой ткани листа. Устьица обычно располагаются с нижней стороны листовой пластинки, а у водных растений (кувшинка, кубышка) - только на верхней. У ряда растений (злаки, капуста) устьица есть на обеих сторонах листа.

Вопрос 7.
Для поддержания нормальной жизнедеятельности растение поглощает СО 2 (углекислый газ) из атмосферы листьями и воду с растворенными в ней минеральными солями из почвы корнями.
Корни растений покрыты, как пушком, корневыми волосками, которые поглощают почвенный раствор. Благодаря им поверхность всасывания увеличивается в десятки и даже сотни раз.
Передвижение воды и минеральных веществ в растениях осуществляется за счет двух сил: корневого давления и испарения воды листьями. Корневое давление - сила, вызывающая одностороннюю подачу влаги от корней к побегам. Испарение воды листьями - процесс, который происходит через устьица листьев и поддерживает непрерывный ток воды с растворёнными в ней минеральными веществами по растению в восходящем направлении.

Вопрос 8.
Органические вещества, синтезирующиеся в листьях, оттекают во все органы растения но ситовидным трубкам луба и образуют нисходящий ток. У древесных растений передвижение питательных веществ в горизонтальной плоскости происходит при участии сердцевинных лучей.

Вопрос 9.
При помощи корневых волосков происходит всасывание из почвенных растворов воды и минеральных веществ. Оболочка клеток корневых волосков тонкая - это облегчает всасывание.
Корневое давление - сила, вызывающая одностороннюю подачу влаги от корней к побегам. Корневое давление развивается при превышении осмотического давления в сосудах корня над осмотическим давлением почвенного раствора. Корневое давление наряду с испарением участвует в движении воды в теле растения.

Вопрос 10.
Испарение воды растением называется транспирацией . Вода испаряется через всю поверхность тела растения, но особенно интенсивно через устьица в листьях. Значение испарения: оно принимает участие в передвижении воды и растворенных веществ по телу растения; способствует углеводному питанию растений; защищает растения от перегрева.

Транспорт веществ у животных.

Уильям Гарвей в 1628 году сформулировал теорию кровообращения и экспериментально ее доказал.

О.К. № 29 . Биология.

Питание, пищеварение и дыхание обеспечивают попадание в организм питательных веществ и кислорода, которые необходимы для жизнедеятельности и должны быть доставлены к клеткам. Как происходит эта доставка?

У губок, кишечнополостных, плоских червей эту доставку осуществляет диффузия , у круглых червей – жидкость первичной полости тела , а у кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, хордовых – кровеносная система .

Перенесение веществ по организму должно осуществляться быстро и эффективно. Для этого в состав транспортной системы входят:

- жидкость в которой вещества растворяются (гидролимфа у медуз, гемолимфа у членистоногих, кровь у моллюсков и позвоночных)

- сократительный орган , который обеспечит движение жидкости по телу (сердце или видоизмененные кровеносные сосуды )

- кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры )

У губок, кишечнополостных (рис.1), плоских червей(рис. 2) и круглых червей кровеносной системы нет . Питательные вещества и кислород к клеткам попадают путем диффузии.


Впервые кровеносная система появляется у кольчатых червей (рис.3) . Она у них замкнутая , но сердца нет , движение крови происходит благодаря пульсации спинного и кольцевых сосудов .

У всех остальных животных центральным органом кровообращения является сердце , которое вместе с сосудами образует кровеносную систему (К.С.) .

Сосуды, по которым кровь движется от сердца, называются артериями . Они переходят в капилляры – мелкие сосуды, в которых через стенки осуществляется обмен веществ из межклеточной жидкости. Сосуды, по которым кровь движется к сердцу , называют венами.

Замкнутая К.С. водных позвоночных животных – рыб, имеет двухкамерное сердце и один круг кровообращения . У наземных животных - сердце трехкамерное или четырехкамерное и два круга кровообращения : малый (легочный ) и большой.

Полностью разделены круги кровообращения только у птиц и млекопитающих , благодаря наличию у них четырехкамерного сердца (рис.4).

Кровь – жидкая соединительная ткань, которая движется по кровеносной

системе и осуществляет транспорт веществ . Доставка кровью кислорода и

углекислого газа к тканям и от них осуществляется за счет дыхательных

пигментов , которые находятся либо в растворенном состоянии (беспозвоночные )

или сосредоточены в кровяных клетках - эритроцитах (позвоночные ).

Дыхательные пигменты :

    красный гемоглобин (содержит железо)

    синий - гемоцианин (содержит медь).

Да­вай­те рас­смот­рим со­став крови на при­ме­ре по­зво­ноч­ных жи­вот­ных .

Жид­кая часть крови на­зы­ва­ет­ся плаз­мой . Плаз­ма со­сто­ит из воды, рас­тво­рен­ных в ней солей, пи­та­тель­ных ве­ществ и про­дук­тов об­ме­на . В плаз­ме на­хо­дит­ся клет­ки фор­мен­ные эле­мен­ты крови : лей­ко­ци­ты , эрит­ро­ци­ты , тром­бо­ци­ты .

Эрит­ро­ци­ты

Лей­ко­ци­ты

Тром­бо­ци­ты

Функции крови осуществляются ее клетками или межклеточной жидкостью – плазмой:

    Дыхательная (перенесение кислорода и углекислого газа)

    Питательная (перенесение питательных веществ)

    Выделительная (транспорт от клеток к органам выделения продуктов обмена)

    Терморегуляторная (перенесение тепла от мышц, печени по всему организму для поддержания постоянной температуры тела)

    Гомеостатическая (поддержание постоянства внутренней среды)

    Защитная (защита организма от чужеродных веществ и клеток)

    Опорная (жидкая кровь принимает участие в создании гидравлического скелета у дождевого червя, виноградной улитки)

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое транспорт веществ у животных? 2.Что такое кровеносная система? 3. Назовите типы кровеносных систем? 4. Какие органы образуют кровеносную систему? 5.Что такое кровь? 6. Назовите основную функцию крови.

7. Какое значение имеет транспорт веществ в организме животных? 8. Каково общее строение кровеносной системы у животных, ее типы? 9. Какие функции крови в организме животных?

10.В чем сходство и отличие в строении кровеносной системы позвоночных животных?

Иллюстрации и информация для практической работы №4.

    Кровеносные системы позвоночных животных.




    Рассмотрите иллюстрацию схематического строения кровеносных систем и определите, какой группе позвоночных животных они принадлежат.

Сравнительная характеристика кровеносной системы у разных групп животных.

Животные

Характерные особенности кровеносной системы

Простейшие

Отсутствует , транспорт веществ в организме осуществляется путем диффузии, а так же благодаря движению цитоплазмы и деятельности сократительных вакуолей

Кишечнополостные

Отсутствует, транспорт веществ - преимущественно путем диффузии (полипы ) или с помощью разветвлений кишечной полости (медузы )

Плоские черви

Отсутствует , транспорт веществ - путем диффузии, которая облегчается уплощенной формой тела и с помощью разветвлений кишечника.

Круглые (первично-полостные) черви

Отсутствует . Транспорт веществ осуществляется жидкостью первичной полости тела, которая постоянно движется

Кольчатые черви

٭ и состоит из двух главных сосудов – спинного (кровь течет к переднему концу тела) и брюшного (кровь течет к заднему концу тела) и капилляров ٭. Кровь ٭ состоит из плазмы и клеток, может иметь зеленый, желтоватый и красный цвет, содержит дыхательные пигменты٭. Сердце отсутствует .

Моллюски

٭ . У большинства сердце трехкамерное (два предсердия и один желудочек) и расположено в околосердечной сумке . Гемолимфа красная или синяя.

Членистоногие

Кровеносная система незамкнутая . На спинной стороне тела расположен пульсирующий сосуд – сердце , которое обеспечивает быстрое движение гемолимфы . Гемолимфа желтоватого (содержит клетки, богатые питательными веществами), синеватого (содержит гемоцианин) или красного цвета (содержит гемоглобин)

Ланцетники

Кровеносная система замкнутая и состоит из двух главных сосудов – спинного (артериальная кровь течет к заднему концу тела) и брюшного (венозная кровь течет к переднему концу тела) и их разветвлений. Один круг кровообращения . Сердце отсутствует . Кровь бесцветная. (гемоглобин отсутствует)

Рыбы

Кровеносная система замкнутая . Сердце двухкамерное , содержит только венозную кровь . Один круг кровообращения . Появляется селезенка ٭. Холоднокровные.

Земноводные

Кровеносная система замкнутая . Сердце трехкамерное ٭. Два круга кровообращения ٭. Через артериальный конус от желудочка отходит брюшная аорта, которая делится на сосуды. К органам подходит смешанная кровь . Холоднокровные.

Пресмыкающиеся

Кровеносная система замкнутая . Сердце трехкамерное с неполной перегородкой , у крокодилов – четырехкамерное . Два круга кровообращения . От желудочка отходят правая и левая дуга аорты , которые впадают в аорту. Холоднокровные.

Птицы

Кровеносная система замкнутая . Сердце четырехкамерное ٭. Два круга кровообращения . От левого желудочка отходит правая дуга аорты (левая дуга аорты - редуцирована). Полное отделение артериальной крови от венозной. Теплокровные.

Млекопитающиеся

Кровеносная система замкнутая . Сердце четырехкамерное. Два круга кровообращения. От левого желудочка левая дуга аорты (правая дуга аорты отсутствует). Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Теплокровные.

Эволюция кровеносной системы:

1) возникновение у беспозвоночных примитивных сосудов и развитие в их стенках мышечной ткани, благодаря чему сосуды могут сокращаться;

2) от незамкнутой до замкнутой кровеносной системы;

3) превращение полостной жидкости в кровь со специализированными клетками и дыхательными пигментами;

4) возникновение и совершенствование централизованного органа кровообращения, который сокращениями обеспечивает движение крови;

5) разделение крови на венозную и артериальную, что обеспечивается изменениями в строении сердца и приводит к образованию двух кругов кровообращения

1. Во всех листьях есть жилки. Из каких структур они образованы? Какова их роль в транспорте веществ по растению?

Жилки образованы сосудисто-волокнистыми пучками, которые пронизывают всё растение, соединяя его части - побеги, корни, цветки и плоды. Их основу составляют проводящие ткани, которые осуществляют активное перемещение веществ, и механические. Вода и растворённые в ней минеральные вещества передвигаются в растении от корней к надземным частям по сосудам древесины, а органические вещества - по ситовидным трубкам луба из листьев в другие части растения.

Кроме проводящей ткани в состав жилки входит механическая ткань: волокна, придающие листовой пластине прочность и упругость.

2. Какова роль кровеносной системы?

Кровь разносит по организму питательные вещества и кислород, выносит углекислый газ и другие продукты распада. Таким образом, кровь выполняет дыхательную функцию. Белые кровяные клетки выполняют защитную функцию: они уничтожают попавшие в организм болезнетворные микроорганизмы.

3. Из чего состоит кровь?

Кровь состоит из бесцветной жидкости - плазмы и клеток крови. Различают красные и белые кровяные клетки. Красные кровяные клетки придают крови красный цвет, так как в их состав входит особое вещество - пигмент гемоглобин.

4. Предложите простые схемы замкнутой и незамкнутой кровеносных систем. Укажите на них сердце, сосуды и полость тела.

Схема незамкнутой кровеносной системы

5. Предложите опыт, доказывающий движение веществ по организму.

Докажем, что вещества движутся по организму на примере растения. Поставим в воду, подкрашенную красными чернилами, молодой побег какого-либо дерева. Через 2-4 суток вытащим побег из воды, смоем с него чернила и отрежем кусочек нижней части. Рассмотрим сначала поперечный срез побега. На срезе видно, что древесина окрасилась в красный цвет.

Затем разрежем вдоль оставшуюся часть побега. Красные полоски появились в местах окрасившихся сосудов, которые входят в состав древесины.

6. Садоводы размножают некоторые растения срезанными веточками. Они сажают веточки в землю и накрывают банкой до полного укоренения. Объясните значение банки.

Под банкой формируется за счет испарения высокая постоянная влажность. Поэтому растение меньше испаряет влаги и не завянет.

7. Почему срезанные цветы рано или поздно вянут? Как можно предотвратить их скорое увядание? Составьте схему транспорта веществ в срезанных цветах.

Срезанные цветы не являются полноценным растением, т. к. у них удалена коневая система, которая обеспечивала адекватное (задуманное природой) всасывание воды и минеральных веществ, а также и часть листьев, которые обеспечивали фотосинтез.

Увядает цветок главным образом потому, что в срезанном растении, цветке в связи с усиленным испарением не хватает влаги. Начинается это с момента срезки и особенно когда цветок и листья долго находятся без воды, имеют большую поверхность испарения (срезанная сирень, срезанная гортензия). Многим срезанным оранжерейным цветам трудно переносить разницу температур и влажности того места, где они выращивались, с сухостью и теплом жилых комнат.

Но цветок может отцветать, или стареть, процесс этот естественный и необратимый.

Чтобы избежать увядания и продлить срок жизни цветов, букет цветов должен быть в особой упаковке, служащей для предохранения от сминания, проникновения солнечных лучей, тепла рук. На улице букет желательно нести цветками вниз (влага всегда на время переноса цветов будет поступать непосредственно к бутонам).

Одна из основных причин увядания цветов в вазе - уменьшение содержания сахаров в тканях и обезвоживание растения. Происходит это чаще всего из-за закупорки сосудов пузырьками воздуха. Чтобы избежать этого, конец стебля опускают в воду и делают косой срез острым ножом или секатором. После этого цветок уже не вынимают из воды. Если же такая потребность возникает, то операцию повторяют снова.

Перед тем как поставить срезанные цветы в воду, удаляют со стеблей все нижние листья, а у роз - еще и шипы. Это уменьшит испарение влаги и предотвратит бурное развитие бактерий в воде.

8. В чём заключается роль корневых волосков? Что такое корневое давление?

Вода поступает в растение через корневые волоски. Покрытые слизью, тесно соприкасаясь с почвой, они всасывают воду с растворёнными в ней минеральными веществами.

Корневое давление - это сила, вызывающая одностороннее движение воды от корней к побегам.

9. Каково значение испарения воды листьями?

Попав в листья, вода испаряется с поверхности клеток и в виде пара через устьица выходит в атмосферу. Этот процесс обеспечивает непрерывный восходящий ток воды по растению: отдав воду, клетки мякоти листа, подобно насосу, начинают интенсивно поглощать её из окружающих их сосудов, куда вода поступает по стеблю из корня.

10. Весной садовод обнаружил два повреждённых дерева. У одного мыши повредили кору частично, у другого зайцы обгрызли ствол кольцом. Какое дерево может погибнуть?

Может погибнуть дерево, у которого зайцы обгрызли ствол кольцом. В результате этого будет уничтожен внутренний слой коры, который называют лубом. По нему перемещаются растворы органических веществ. Без их притока клетки, находящиеся ниже повреждения погибнут.

Между корой и древесиной залегает камбий. Весной и летом камбий энергично делится, и в результате в сторону коры откладываются новые клетки луба, а в сторону древесины - новые клетки древесины. Поэтому жизнь дерева будет зависеть от того, поврежден ли камбий.

ТЕМА: Передвижение веществ в ор­ганизме животного.

Задачи урока:

познакомить учащихся с особенностями процесса передвижения веществ у животных;

научить учащихся определять значение передвиже­ния веществ в жизни животных;

формировать у учащихся познавательный интерес к изучению жизнедеятельности животных.

Планируемые результаты обучения:

Предметные : учащиеся знакомятся с особенностя­ми процесса передвижения веществ у животных; учат­ся определять значение передвижения веществ в жизни животных; овладевают умением объяснять роль гемолим­фы и крови в транспорте веществ в организме животного в осуществлении связи между его органами.

Метапредметные : учащиеся осваивают основы иссле­довательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью животных, учатся работать с раз­ными источниками информации.

Личностные : учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению

жизнедеятельности животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру.

Основные понятия урока : гемолимфа, кровь, серд­це, кровеносные сосуды.

Деятельность учащихся : работа с текстом учебника и в тетради,сотрудничество с одноклассниками при обсуждении тем проекта.

Ход урока

1.Организационный момент:

Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, решения проблем, подготовка к выполнению проекта. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?

(внимательными, активными, смелыми, организованными)

2.Актуализация знаний.

Итак, ребята, для начала давайте вспомним, то, что вы уже знаете и ответим на несколько вопросов по прошлой теме:

    Какие вещества необходимы для жизни растений?

    Откуда растения получают воду и минеральные соли?

    Какие вещества образуются в листьях?

    Какой ещё орган занимается транспортом?

    Как поступают вода и минеральные вещесва в растение?

    По чему и куда передвигаются органические вщества в растении?

Молодцы! А сейчас самое время определить тему сегодняшнего урока.

Посмотрите на фрагмент карты нашей страны.

Что на ней обозначено? (Реки)

Каково назначение крупных рек (Перевозят различные грузы)

Как одним словом это назвать? (Транспорт)

В любом организме существуют транспортные линии.

Тема урока «Передвижение веществ в ор­ганизме животного» - запись в тетрадь.

Сегодня на уроке нам предстоит составить темы проектов, поставить цели, определить объекты исследования, наметить пути выполнения работы.

3.Определение тем проектов.

Ребята, как вы думаете, на какие вопросы мы с вами сегодня должны найти ответы. Какие вещества и как перемещаются в организме животных?

    Какая система органов занимается перемещением этих веществ?

    Есть ли различия в строении этой системы органов у разных животных?

Для одноклеточных и многоклеточных организмов характерно движение. Движение осуществляет не только организм, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это перемещение веществ. Таким образом, перенос веществ в организме – это важный процесс жизнедеятельности.

Тема Перемещение веществ у одноклеточных организмов - запись в тетрадь.

Вспомните представителей одноклеточных животных.

Может ли быть кровеносная система у простейших?

ЦЕЛЬ: Выяснить, как перемещаются вещества в их клетке?- запись в тетрадь.

Тема Перенос веществ у беспозвоночных животных- запись в тетрадь.

- В ходе эволюции появилась особая система органов – кровеносная система. Дождевой червь имеет развитую кровеносную систему, которая состоит из сосудов. По ним циркулирует кровь. Кровь разносит питательные вещества и кислород. Движение крови по сосудам обеспечивается у червя сокращением «сердец». Кольцевые сосуды соединяют спинной и брюшной сосуды в единую замкнутую кровеносную систему. У моллюсков и насекомых по сосудам течет гемолимфа – бесцветная или зеленоватая жидкость, которая выполняет функции крови. Их кровеносная система состоит из сосудов и сердца. Из сердца гемолимфа поступает в сосуды, а из них изливается в промежутки между органами – полость тела. Потом она вновь собирается в сосуды и поступает в сердце. Такая кровеносная система называется незамкнутой.

ЦЕЛЬ: Рассмотреть циркуляцию жидкости у беспозвоночных животных,отличие замкнутой кровеносной системы от незамкнутой- запись в тетрадь.

Тема Строение кровеносной системы позвоночных- запись в тетрадь.

Прежде чем начать рассматривать роль кровеносной системы позвоночных животных в переносе веществ, попробуйте найти черты сходства в строении кольчатых червей и позвоночных.

(И у тех, и у других кровеносная система замкнутая и состоит из сосудов)

В чем произошло усложнение кровеносной системы? (Появилось хорошо развитое сердце)

У всех позвоночных животных кровеносная система устроена по единому плану.

    Сердце состоит из предсердий и желудочков.

    Предсердия собирают кровь из вен, проталкивают ёё в желудочки.

    Желудочки принимают кровь из предсердий, сокращаясь, выталкивают ёё в артерии.

    Артерии несут кровь от сердца, самые крупные сосуды.

    Вены несут кровь к сердцу, имеют клапаны.

    Капилляры мельчайшие сосуды, пронизывают все тело животного, в них происходит газообмен.

ЦЕЛЬ: Рассмотреть особенности строения и работы кровеносной у позвоночных животных- запись в тетрадь.

Тема Состав крови позвоночных животных- запись в тетрадь.

Сейчас поговорим о составе крови позвоночных животных. Для этого поработайте с текстом учебника и заполните схему: «Состав крови».

    Плазма крови – это межклеточное вещество, принимает участие в транспорте веществ и свертывании крови.

    Эритроциты красные клетки крови. Содержат пигмент гемоглобин, соединяясь с кислородом, разносит его по всему организму. Имеют форму двояковогнутого диска.

    Лейкоциты бесцветны, имеют непостоянную форму. Они активны, могут самостоятельно передвигаться, защищают организм от микробов.

    В крови есть кровяные пластинки, их функции связаны с процессом свертывания крови.

ЦЕЛЬ: Выяснить связь состава крови с выполняемой функцией- запись в тетрадь.

4.Домашнее задание.

Выполнить проект на одну из тем, которую определит тест.

1.У одноклеточных организмов вещества перемещаются по

А) сосудам Б) цитоплазме В) кровеносной системе

2. У дождевого червя кровеносная система

А) замкнутая Б) незамкнутая В) круглая

3.Бесцветная или зелёная жидкость, которая движется по сосудам у моллюсков, называется

А) гемолимфа Б) гемоглобин В) гематоген

4.Красные клетки в крови

А) свёртывают крови Б) разносят кислород В) убивают микробов

Номер вопроса соответствует номеру темы: неправильный первый ответ-тема вашего проекта, все правильные ответы - тема на выбор

Вспомним:

Как мы можем оформить проект? (презентация, сообщение, макет).

Обязательные пункты проекта (тема, цель, обоснование моего выбора,выполнение работы, вывод, используемые источники)

5.Рефлексия Если вы отвечаете да – то поднимаете правую руку, если нет то левую:

    Вам понравился урок

    Было трудно

    Довольны ли вы темой проекта.


Уи́льям Га́рвей (гг.) английский медик, описавший строение и функции кровеносной системы, процесс кровообращения














1. Система органов, отвечающая за транспорт веществ: а) пищеварительная; б) кровеносная; в) дыхательная. 2. Состав крови: а) только плазма; б) плазма и клетки крови; в) только клетки крови. 3. Защитную функцию выполняют: а) красные клетки крови; б) плазма; в) белые клетки крови. 4. Сосуды, несущие кровь от сердца, называются: а) вены; б) артерии; в) капилляры. 5. Сердце птиц и млекопитающих: а) трехкамерное; б) двухкамерное; в) четырехкамерное. 6. Обмен веществами между кровью и тканями происходит в: а) венах; б) капиллярах; в) артериях. 7. У моллюсков и насекомых кровеносная система: а) отсутствует; б) замкнутая; в) незамкнутая.


1. Стр в учебнике, записи в тетради 2. Сформулировать определения выделенных слов 3. Подготовить сообщения о животных с необычным цветом крови 4. Обсудить с родителями вопрос: «Что нарушает работу сердечно-сосудистой системы?» Домашнее задание: