Совокупный платеж за товары личного пользования расчет. Регулирование таможенных платежей. Единая ставка таможенных платежей

18.12.2023

Физические лица могут ввозить товары для личного пользования с уплатой СТП в случаях когда:

- товары ввозятся в сопровождаемом или несопровождаемом багаже и их общая стоимость превышает 650 тыс. рублей и/или общий вес превышает 200 кг (в части такого превышения)

- товары ввозятся не при следовании через границу, т.е. пересылаются (кроме МПО)

- физическое лицо пересекает границу более одного раза в месяц

- если алкогольные напитки ввозятся в пределах 5-кратного превышения ограничений - в части такого превышения

Ставки пошлин, акцизов и НДС для расчета СТП определяются актами законодательства РФ, применяемыми при ввозе товаров участниками ВЭД. Эти ставки определяются в соответствии с кодами товаров по ТН ВЭД России.

Особенности:

- физическими лица, постоянно проживающие в РФ, прожившие непрерывно в иностранных государствах более 6 месяцев, могут ввозить без уплаты платежей товары (кроме транспортных средств), общая стоимость которых превышает 65 тыс. рублей, но не более 650 тыс. рублей. В части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости товаров

- в отношении транспортных средств (кроме легковых автомобилей), применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 % от их таможенной стоимости

- при таможенном оформлении одного товара или комплекта товаров, который является неделимой вещью, и стоимость которого превышает 65 тыс. рублей или общий вес превышает 35 кг, начисление таможенных платежей производится от общей стоимости или веса следующим образом:

- если общая стоимость свыше 65 тыс. рублей, но не более 650 тыс. рублей, и/или вес свыше 35 кг, но не более 200 кг, облагается платежами по единой ставке 30 % таможенной стоимости, но не менее 4 Евро/1 кг

- если стоимость превышает 650 тыс. рублей и/или общий вес превышает 200 кг, облагается СТП

Таможенная стоимость товара

Таможенная стоимость ввозимых товаров определяется на основе цены, по которой этот или аналогичный товар продается при розничной торговле.



Таможенная стоимость товаров заявляется физическим лицом при декларировании товаров. Для подтверждения заявленной стоимости лицо представляет таможенному органу соответствующие документы (счета, чеки, справки и т.д.).

Таможенный орган вправе принимать решение о правильности заявленной таможенной стоимости. При отсутствии документов, подтверждающих заявленную стоимость, и при наличии оснований полагать, что заявленная стоимость не достоверна, таможенный орган может самостоятельно определить ее на основании ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, в отношении таких товаров (например, по каталогам). При этом учитывается качество ввозимого товара, репутация на рынке, страна происхождения, время изготовления и т.д.

При ввозе товаров в таможенную стоимость не включаются расходы на доставку товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров.

Таможенная стоимость вывозимых товаров (в том числе пересылаемых), определяется исходя из их рыночной цены на день принятия декларации таможенным органом.

Вывоз товаров

Физические лица, в том числе переселяющиеся в иностранные государства на постоянное место жительства, могут вывозить любым способом, включая пересылку, товары в упрощенном, льготном порядке с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов без ограничения стоимости.

Для товаров, подлежащих обязательному декларированию, заполняется декларация ТД-6.

Таможенный контроль, оформление и декларирование вывозимых товаров организуется таможенными органами в пунктах пропуска.

Для определения момента вывоза товаров, не требующих обязательного письменного декларирования, в упрощенном, льготном порядке таможенные органы в пунктах пропуска устанавливают в местах таможенного оформления линию таможенного контроля шириной до 50 см, обозначая ее зеленым (белым) цветом. Перемещение товаров через эту линию без предъявления таможенному органу декларации рассматривается как заявление этих лиц о том, что вывозимые товары не относятся к товарам, подлежащим обязательному письменному декларированию. Фактический вывоз этих товаров означает завершение таможенного оформления.

Временный ввоз (вывоз)

Временный ввоз

Иностранные физические лица могут временно ввозить без уплаты таможенных пошлин, налогов товары (за исключением транспортных средств), необходимые им для личного пользования на территории РФ в течение срока их временного пребывания.

Если временно ввозимые товары входят в Перечень товаров подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, срок их временного ввоза устанавливается таможенным органом по месту временного проживания этого лица, исходя из заявления иностранного физического лица с учетом продолжительности его пребывания в РФ. Срок временного ввоза может быть продлен по письменному мотивированному запросу этого лица.

Временно ввезенные товары, могут быть вывезены обратно через любой таможенный орган. При обратном вывозе таможенные пошлины, налоги не взимаются, запреты и ограничения экономического характера не применяются (лицензирование, квотирование и т.п.).

Временно ввезенные товары не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам.

В случае невозвращения товаров или нарушения требований по временному ввозу/вывозу (например, отчуждения товаров), в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины и налоги как при обычном ввозе/вывозе в упрощенном порядке (либо полное освобождение, либо единая ставка, либо совокупный платеж в зависимости от стоимости и веса товаров).

Таможенное оформление временно ввозимых товаров осуществляется в пункте пропуска. Декларируются товары иностранным лицом, которое их перемещает.

Временный вывоз

Российские физические лица вправе временно вывозить из РФ товары для личного пользования на срок своего временного пребывания на территории иностранного государства и ввозить их обратно с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

По заявлению физического лица таможенный орган осуществляет идентификацию временно вывозимых товаров, если такая идентификация будет способствовать их обратному ввозу с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Об идентификации товаров указывается в таможенной декларации, один экземпляр которой возвращается физическому лицу, вывозящему товары. Отсутствие такой идентификации не препятствует обратному ввозу товаров с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Таможенное оформление временно вывозимых товаров осуществляется в пункте пропуска. Декларируются товары российским лицом, которое их перемещает.

Декларировать товары можно устно (если они не подлежат обязательному письменному декларированию) или письменно. При письменном декларировании заполняется пассажирская таможенная декларация ТД-6 в двух экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, а другой с отметками таможенного органа о выпуске товара возвращается физическому лицу.

Предлагаем логистические услуги по международной доставке грузов и таможенные услуги по конкурентным ценам. Любой удобный для Вас вариант сотрудничества: экспедитор и/или таможенный агент; специалисты - представители Вашей фирмы в таможенных органах; таможенный брокер по договору Таможенного представителя, обслуживание Ваших грузов по договору с СВХ. Решение по доставке будет экономически обосновано в независимости от объема Вашего груза!

Расчет таможенной ставки включает в себя:

Затраты на конвертацию и валютный перевод, в случае договора комиссии;
. стоимость перевозки и страхования;
. стоимость обязательных разрешительных документов;
. пошлины и налоги;
. стоимость услуг таможенного склада;
. стоимость услуг таможенного сопровождения и декларирования.

На расчет таможенного оформления влияет следующее:

Адрес загрузки и адрес разгрузки, общий вес брутто в кг, габариты упакованного груза - для расчета стоимости перевозки;
. если есть, особые условия международной перевозки (например: способ загрузки; класс опасности груза; температурный режим; возможность штабелирования и т.д.);
. основные характеристики каждого товара;
. первые 6 цифр таможенного кода экспортера (если известны);
. описание и область применения товара, состав, материал и другие важные характеристики, необходимые для подтверждения таможенного кода;
. страна происхождения и торговая марка;
. единица измерения товара, ее стоимость, и вес нетто по каждому товару;
. общая стоимость в USD или Евро на складе продавца по каждому товару;
. наличие разрешительных документов, выданных в Таможенном союзе.

Рассчитать растаможку можно быстро и детально в формате Excel, с учетом всех затрат до момента принятия товара на 08, 10 или 41 счета бухгалтерского учета, а также с предоставлением письменных пояснений по характеру сделки и таможенным кодам.

Расчет импорта в первую очередь связан с обязательными таможенными платежами.

Заблаговременный расчет таможенной стоимости позволяет оценить товар по статистике и профилям риска таможни России ($/кг).
Это необходимо для подготовки комплекта документов подтверждающих цену сделки при декларировании импорта.

Основные таможенные платежи перечисляются на счет казначейства авансом. Авансовыми платежами считаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих таможенных пошлин, налогов и не идентифицированные плательщиком в отношении конкретных товаров (согласно статье 121 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Авансовые платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства в рублях и являются собственностью декларанта пока таможенному органу не будет сделано распоряжение о использовании таможенных пошлин, налогов в размерах согласно расчета таможенной ставки, по поданной таможенной декларации.

Расчеты при импорте товаров.

Общая формула расчета таможенных платежей выглядит следующим образом:
Совокупный таможенный платеж = Таможенный сбор + таможенная пошлина или сезонная пошлина (если есть) + Акциз (если есть) + НДС + особые пошлины.

Расчет таможенных платежей при ввозе без Акциза, Сезонных и Особых таможенных пошлин:

Таможенная стоимость есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 соглашению Таможенного союза "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза".

Расчет пошлины.

Ставки ввозных таможенных пошлин бывают трех видов (вид по таможенной декларации 2010):
. Адвалорные, установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.
Формула расчета пошлины: СТП = ТС х СП (СТП - Сумма таможенной пошлины, ТС -Таможенная стоимость товара, СП - Ставка таможенной пошлины в %).
. Специфические, начисляемые за единицу облагаемых товаров (абсолютный размер физической единицы товара исходя из характера товара, самое распространенное 0,1€/кг или /штуки, /м2, /погонные метры, /литры - ставку указанную в ЕВРО пересчитывают в рубли - применяют курс ЦБ РФ на день регистр таможенной декларации).
Пример расчета пошлины: СТП = ВТ х СП х КД (СТП - Сумма таможенной пошлины, ВТ - Количественная или физическая характеристика товара, СП - Ставка таможенной пошлины в Евро за единицу товара, КД - Курс Евро, установленный ЦБ РФ на день регистр таможенной декларации).
. Комбинированные, сочетающие оба вышеуказанных вида (берется всегда больший вариант по значению пошлины: или адвалорная, или не менее чем специфическая).

Дополнительная информация о пошлинах и акцизах указана в конце страницы.

Налог на добавленную стоимость.

НДС исчисляется всегда с общей суммы: таможенной стоимости, ввозной таможенной пошлины, предусмотренной в рамках единого таможенного тарифа и, если присутствует, акцизного сбора.

НДС в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по следующей формуле:
СНДС = (СТ + ПС + AС) x H, где



AС - сумма акциза;

НДС в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и не облагаемых акцизами, исчисляется по формуле:
СНДС = (СТ + ПС) x H, где
СНДС - сумма налога на добавленную стоимость;
СТ - таможенная стоимость ввозимого товара;
ПС - сумма ввозной таможенной пошлины;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

НДС в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по формуле:
СНДС = СТ x H, где
СНДС - сумма налога на добавленную стоимость;
СТ - таможенная стоимость ввозимого товара;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами, но подлежащих обложению акцизами, исчисляется по формуле:
СНДС = (СТ + АС) х Н, где
СНДС - сумма налога на добавленную стоимость;
СТ - таможенная стоимость ввозимого товара;
AС - сумма акциза;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.

Таможенный сбор.

Отдельно начисляется таможенный сбор (минус 25% при электронном декларировании) не включается в базу по ставке НДС и не зависит от льгот по тарифам, вид по таможенной декларации 1010.

Регулирование таможенных платежей.

Таможенно-тарифное регулирование, понятие и виды таможенных платежей, регламентируется Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/catr/ttr/Pages/default.aspx , налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) и федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

ВЭД платежи.

● Ввозная таможенная пошлина (согласно ТН ВЭД ЕАЭС).
● Сезонная пошлина (до 6 месяцев) - оперативное управление движения товарных потоков (указана в тарифе).
● Особые пошлины (не зависят от льгот по тарифам, не включаются в налог по НДС), являются защитой экономических интересов от недобросовестной торговли:
- антидемпинговые пошлины - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров, либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
- компенсационные - это таможенные пошлины, взимаемые сверх обычных ввозных пошлин, для снижения конкурентоспособности импортных товаров на внутреннем рынке;
- специальные защитные - а) ответная мера на товары, происходящие с территории страны, правительство которой проводит дискриминационную политику в отношении отечественных товаров, б) к товарам, объемы ввоза которых угрожают или наносят вред отечественному производителю.
● Вывозная таможенная пошлина (устанавливается по внутреннему законодательству сран ЕАЭС)
В Российской Федерации ставки вывозных таможенных пошлин прописаны в Постановлении Правительства РФ от 30 августа 2013 года № 754.
● Акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного Союза (Относятся ли конкретные ввозимые товары к подакцизным, а также ставки акцизов можно узнать из приказа ФТС от 13 декабря 2013 года № 2359).
● Таможенные сборы - обязательные таможенные платежи для любой таможенной декларации (Постановление Правительства Российской Федерации № 863 от 28 декабря 2004 года «О ставках таможенных сборов за таможенные операции»);
Случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенные операции в отношении вывозимых товаров установлены пунктом 1 статьи 131 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
● Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного Союза ЕАЭС (устанавливается по внутреннему законодательству сран ЕАЭС).
1) С 01.07.2009 ноль процентов НДС согласно подпункту 7 статьи 150 Налогового кодекса и Постановлением Правительства Российской Федерации № 372 от 30 апреля 2009 года «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».
2) 10 и 18 процентов НДС согласно постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 908, статьи 164 «Налоговые ставки». Если код ввозимого товара приводится в данном перечне, то необходимо применять ставку в размере 10 процентов, в случае отсутствия кода в перечне будет применяться ставка в размере 18 процентов.

Таможенные платежи России.

Статья 151 НК РФ - Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации.
1. При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в зависимости от избранной таможенной процедуры налогообложение производится в следующем порядке:
1) при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления налог уплачивается в полном объеме;
2) при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с настоящим Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
3) при помещении товаров под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства и специальную таможенную процедуру, а также при таможенном декларировании припасов налог не уплачивается;
4) при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории налог не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Таможенного союза в определенный срок;
5) при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
6) при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
7) при помещении товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления налог уплачивается в полном объеме.
2. При вывозе товаров с территории Российской Федерации налогообложение производится в следующем порядке:
1) при вывозе товаров с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта налог не уплачивается.
Указанный в настоящем подпункте порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров, в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
2) при вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, в таможенной процедуре реэкспорта налог не уплачивается, а уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
3) при вывозе с территории Российской Федерации припасов, а также товаров в целях завершения специальной таможенной процедуры налог не уплачивается;
4) при вывозе товаров с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, в соответствии с иными по сравнению с указанными в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта таможенными процедурами освобождение от уплаты налога и (или) возврат уплаченных сумм налога не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Дополнительные пошлины и акцизы.

Сезонная пошлина - вид по таможенной декларации 2010 (действует до 6 месяцев), служит для оперативного управления движения товарных потоков (применяется вместо ввозной таможенной пошлины в едином тарифе).

Пошлины применяемые по законодательству Российской Федерации.
Особые пошлины - служат для защиты экономических интересов от недобросовестной конкуренции (демпинг по уменьшению рентабельности) - устанавливаются по результатом расследований МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ по инициативе отечественного производителя (не заменяет ввозную пошлину в едином тарифе, а платится отдельно от величины Таможенной стоимости - не включаются в налог по НДС и не зависит от льгот по тарифам).
Виды особых пошлин:
- Антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров, либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров, вид по таможенной декларации 2050;
- Компенсационные - пошлины, которые применяются на товары, ввоз которых устанавливается по ценам сложившихся под влиянием безвозмездных субсидий, вид по таможенной декларации 2060;
- Специальные защитные - пошлины, которые обеспечивают защиту внутреннего рынка страны от ввоза товаров по демпинговым ценам, вид по таможенной декларации 2040, это
а) это может быть ответной мерой на товары, происходящие с территории страны, правительство которой проводит дискриминационную политику в отношении отечественных товаров;
б) это может относиться к товарам, объемы ввоза которых угрожают или наносят вред отечественному производителю.

Акциз.

Налоговые ставки подакцизных товаров с 1 января 2015 года осуществляется по ставкам в процентах и (или) рублях за единицу измерения (например, литры на 100% спирта) согласно, Налогового кодекса, Второй части, Раздела VIII, Федеральные налоги, Глава 22. Акцизы, Статьи 193.
Различают несколько способов расчета суммы акциза:
- по твердой ставке;
- по адвалорной ставке;
- по комбинированной ставке.

Расчет суммы по твердой ставке.
Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187 - 191 Налогового Кодекса.

Расчет суммы по адвалорной ставке.
Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенной в соответствии со статьями 187 - 191 НК РФ.
При расчете акциза налоговая база в отношении товаров, для которых установлены адвалорные ставки акциза (в %) увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров. (ст.189 НК РФ).
Действующая редакция Налогового Кодекса не содержит адвалорных ставок акциза.

Расчет суммы по комбинированной ставке.
Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Это может быть оплата в виде единой ставки или определенный процент от стоимости. Тип платежа зависит от товара, его веса, особенностей транспортировки и ценовой категории.

Понятие совокупного таможенного платежа

Это взнос, который состоит из таможенной пошлины, различных акцизов, НДС и других налогов и сборов, и применяется к физ.лицам и предпринимателям без регистрации юридического лица. Регламентируется ст. 77 ТК ТС. При расчете СТП для участников ВЭД используются ставки, принятые на день регистрации ПДТ (согласно кодам по ТН ВЭД ТС).

Порядки применения ставок таможенных налогов и пошлин, а также сроки их уплаты регламентируются российским законодательством (гл. 49 ТК ТС).

Товары облагаемые СТП

Совокупный таможенный платеж взимается в следующих случаях:
  • перевозимый товар предназначен для коммерции, а не для личного использования;
  • ввоз неделимого товара весом более 35 кг в неукомплектованном, разобранном или незавершенном виде;
  • перевозка мотоциклов и других ТС, которые вмещают не более 12 человек;
  • импорт транспортных средств, не предназначенных для общественных дорог (снегоходы, квадроциклы и др.);
  • перевозимые водные и воздушные ТС не зарегистрированы на территории РФ;
  • транспортируются грузовые автомобили с грузоподъемностью не более 5 тонн;
  • импортирование товаров без пересечения физическим лицом границы;
  • заявленная стоимость товара выше 650 000 рублей или вес больше 200 кг.

Как рассчитывается совокупный таможенный платеж

СТП рассчитывается для каждого отдельного случая. Платеж состоит из таможенных пошлин, НДС (10 или 18%), специального налога на наложенное оформление, акцизов, сезонных пошлин.

Особенности применения СТП:

  • Резидент страны — физическое лицо, которое проживает в другом государстве более полугода, имеет право ввозить различную продукцию в ценовом коридоре от 65 000 до 650 000 рублей без уплаты совокупного налогового сбора. При превышении стоимости 650 000 рублей на разницу начисляется 30% от суммы. На автомобили такие правила не распространяются.
  • На различные транспортные средства (легковые автомобили в эту категорию не входят) начисляется СТП в размере 30% от задекларированной стоимости ТС.
  • На легковые автомобили начисляется совокупный налоговый платеж, включающий: НДС 18%; акциз, который рассчитывается с учетом мощности двигателя; таможенную пошлину 25% от стоимости и расчетную часть пошлины, которая варьируется с учетом объема двигателя.
  • Совокупный таможенный платеж обязаны начислить в размере 30% от задекларированной цены товара стоимостью выше 65 000 рублей, весом больше 35 кг и если он является неделимым.
От уплаты таможенных сборов освобождаются: товары весом до 50 кг и стоимостью не выше 1500 евро; товары личного пользования, полученные в наследство; личные вещи или продукция, бывшая в употреблении.

Установленный в соответствии с главой 23 ТК РФ порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования предполагает возможность:

Предоставления полного освобождения от ;

Применения единых ставок таможенных пошлин, налогов;

В виде совокупного таможенного платежа (применение общего порядка и условий тарифного и нетарифного регулирования, таможенного оформления и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности);

Неприменения к товарам запретов и ограничений экономического характера;

Освобождения от обязательного подтверждения соответствия товаров;

Использования упрощенного порядка таможенного оформления.

Приведенный перечень демонстрирует достаточно широкий спектр вариантов обременений для перемещения товаров для личного пользования. Выбор того, который будет применен на практике к конкретным товарам, предопределяется не только статусом лица, перемещающего товары, но и стоимостными и количественными параметрами последних, установленными в отношении ввоза данных товаров на таможенную территорию или их вывоза за ее пределы количественными ограничениями, административными требованиями.

Предусмотренная главой 23 ТК РФ специальная таможенная процедура перемещения товаров физическими лицами для личных потребностей направлена на облегчение налоговой нагрузки и административных ограничений при таком перемещении товаров в установленных количественных (стоимостных) ограничениях. Поэтому, по сравнению с общим порядком таможенного обложения и таможенного оформления внешнеторговых операций, данная процедура в известных пределах может рассматриваться как более льготная, предоставляющая ее бенефициарам достаточно значимые преимущества.

Вместе с тем надо иметь в виду, что предоставляемые физическим лицам упрощения и преимущества при ввозе (вывозе) товаров, с одной стороны, рассматриваются как право, т.е. данные права не могут быть в обязательном порядке вменены, навязаны. В принципе, физическое лицо может оформлять товары с соблюдением общего порядка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, декларируя их путем подачи таможенной декларации, производя таможенное оформление товаров в общеустановленном порядке.

С другой стороны, предоставленное право на льготы при перемещении (которые могут выражаться, как указано выше, и в уменьшении налогового бремени, и сокращении административных процедур) может быть реализовано только при соблюдении установленных требований: целевого предназначения товаров (перемещаемые товары должны быть предназначены для личных целей), выполнение стоимостных и количественных ограничений, прочих условий.

В настоящей главе рассматриваются вопросы регулирования перемещения товаров физическими лицами для личного пользования при обычных условиях, т.е. когда не применяются специальные правила, действующие, например, в отношении временного ввоза (вывоза) данных товаров, перемещения их отдельных категорий и т.п. Некоторые из таких правил, имеющих важное значение, прежде всего исходя из их востребованности и объема правового материала, будут затронуты в соответствующих тематических главах.

Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов

В соответствии со ст. 282 ТК РФ и Положением о применении единых ставок полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется при одновременном выполнении следующих требований:

Стоимость этих товаров не превышает 65 тысяч рублей;

Общий вес данных товаров не превышает 35 килограммов;

Такие товары ввозятся физическими лицами в сопровождаемом и несопровождаемом багаже.

Данные требования применяются в обычном порядке, т.е. в случаях, когда перемещаемые товары не относятся к отдельным видам предметов, ввоз (вывоз) которых регулируется специальными нормами. Например, при ввозе на российскую таможенную территорию и вывозе с этой территории физическими лицами транспортных средств без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается перемещение через таможенную границу топлива для этих транспортных средств, находящегося в баках, предусмотренных их конструкцией. В соответствии со ст. 319 ТК РФ с товаров, пересылаемых в адрес физических лиц (без пересечения ими границы), таможенные пошлины, налоги могут не уплачиваться в случае, если общая таможенная стоимость товаров, ввозимых в течение одной недели в адрес одного получателя, составляет не более 5 000 руб. Данная льгота применяется вне рамок рассматриваемой процедуры, установленной главой 23 ТК РФ. Некоторые из таких изъятий из общего порядка уплаты таможенных платежей будут затронуты в отдельных главах, посвященных рассмотрению перемещения отдельных видов товаров (при использовании способов их доставки).

В отношении некоторых товаров установлены дополнительные количественные ограничения на беспошлинный ввоз на таможенную территорию России. В данном случае речь идет о подакцизных товарах (включая алкогольные напитки). Такие товары физлица вправе ввозить на территорию РФ и получать пересылаемые в МПО без уплаты таможенных пошлин в ограниченном количестве. Данные ограничения установлены в приложении к Положению о применении единых ставок. Так, ввозимые физическими лицами алкогольные напитки без уплаты таможенных платежей могут быть в количестве, не превышающем двух литров.

Товары, ввезенные на таможенную территорию РФ с освобождением от уплаты таможенных пошлин считаются для таможенных целей в качестве товаров для свободного обращения. Другими словами, они могут использоваться на российской территории без каких-либо ограничений, налагаемых таможенным законодательством, в том числе в отношении права передавать их другим лицам.

Единые ставки таможенных пошлин, налогов

Предусмотренные главой 23 ТК РФ единые ставки таможенных пошлин, налогов определяются Правительством РФ исходя из среднего размера ставок таможенных пошлин. Порядок применения таких ставок также определяется Правительством РФ.

Единые ставки таможенных пошлин, налогов применяются с учетом следующего:

Данными ставками облагаются ввозимые физлицами в сопровождаемом и несопровождаемом багаже на таможенную территорию РФ товары (кроме транспортных средств), если их стоимость превышает 65 тысяч рублей, но составляет менее 650 000 руб. и (или) их общий вес превышает 35 кг., но составляет не более 200 кг.;

Единая ставка установлена в размере 30 % таможенной стоимости перемещаемых товаров, но не менее 4 евро за 1 кг.;

Данная единая ставка применяется в отношении превышения указанных минимальных стоимостных и количественных ограничений, т.е. ставка в размере 30 % таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг. применяется в части разницы между предельным значением стоимости и (или) веса (соответственно 650 000 руб. и (или) 200 кг.) и величиной стоимостного (количественного) "необлагаемого минимума" (соответственно 65 000 руб. и (или) 35 кг.). В части, превышающей предельные лимиты стоимости и (или) веса (соответственно 650 000 руб. и (или) 200 кг.), используются ставки таможенных пошлин и налогов, установленные в общем порядке для участников ВЭД;

Количественные ограничения по весу не применяются в случае ввоза постоянно проживающими в РФ физлицами, срок временного пребывания которых в за рубежом более 6 месяцев, товаров (кроме транспортных средств), общая стоимость которых > 65 000 руб., но составляет не более 650 000 руб. В части такого превышения без учета веса указанных товаров применяется единая ставка в размере 30 % таможенной стоимости данных товаров;

В отношении ввозимых физлицами на таможенную территорию РФ транспортных средств применяется единая ставка таможенных пошлин 30 % таможенной стоимости указанных транспортных средств, если их стоимость превышает 65 000 руб. и если такое транспортное средство не включено в список транспортных средств, в отношении которых согласно п. 6.1 и п. 11 Положения о применении единых ставок установлены иные размеры единых ставок таможенных пошлин и налогов. Более подробно порядок перемещения физическими лицами для личного пользования транспортных средств будет рассмотрен ниже.

Товары, ввезенные на таможенную территорию РФ с уплатой единых ставок таможенных пошлин, налогов, также учитываются для таможенных целей в качестве выпущенных для свободного обращения или вывезенных в таможенном режиме экспорта.

Применения таможенных пошлин, налогов в общем порядке. Ввоз комплектов (неделимых) товаров. Сборы за таможенное оформление

Ставки таможенных пошлин и налогов, определенные общим порядком, установленные для участников ВЭД, применяются в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ физлицами для личного пользования, если:

Такие товары перемещаются в сопровождаемом и несопровождаемом багаже и превышают установленные лимиты стоимости (650 тысяч рублей) и (или) веса (200 килограммов). Указанные ставки таможенных пошлин, налогов применяются в части, превышающей данные лимиты, и применяются в части, превышающей их пределы.

Данные товары пересылаются в адрес физических лиц, не следующих через таможенную границу РФ, и в отношении их не предусмотрены иные правила обложения (подпункт "г" п. 6 Положения о применении единых ставок). Например, специальные нормы применяются в отношении международных почтовых отправлений. Также установлен "необлагаемый" лимит стоимости товаров, пересылаемых в иных отправлениях;

Физическое лицо более одного раза в месяц пересекает таможенную границу РФ.

Кроме того, совокупным таможенным платежом, представляющим из себя сумму таможенной пошлины, НДС и акциза, облагаются ввозимые физическими лицами алкогольные напитки в пределах 5-кратного превышения установленного предельного ограничения, в рамках которого они могут ввозиться без уплаты пошлин и налогов. Другими словами, такие напитки до 2 литров ввозятся без уплаты таможенных платежей, от 2 до 8 - с уплатой совокупного таможенного платежа. Если же они ввозятся в количестве, более 10 литров, то в отношении превышения применяется общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования для участников ВЭД.

В случае ввоза на таможенную территорию одного товара или одного комплекта товаров, являющегося неделимой вещью, взимание таможенных пошлин осуществляется согласно пунктов 4, 5, 6 Положения о применении единых ставок. Порядок уплаты таможенных платежей при ввозе таких товаров дополнительно разъяснен в письме ГТК России от 6 мая 2004 г. N 01-06/16519, в котором, в частности, отмечается:

Часть товара стоимостью до 65 000 руб. и весом до 50 кг. включительно не подлежит обложению таможенными пошлинами;

Часть товара стоимостью > 65 000 руб. < 650 000 руб. и (или) весом > 50 кг. <= 200 кг. включительно подлежит обложению таможенными пошлинами исходя из размера единой ставки равной 30 % таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг. его веса;

Часть товара стоимостью > 650 000 руб. и(или) весом > 200 кг. облагается совокупным таможенным платежом. Кроме того, если стоимость товара не превышает 65 0000 руб., а вес составляет менее 200 кг., совокупный таможенный платеж исчисляется от части общей стоимости, которая так относится к общей стоимости товара, как часть веса, превышающая 200 кг., относится к общему весу товара.

Коротко о таможенных сборах за таможенное оформление

В соответствии со ст. 357.10 ТК РФ ставки таких сборов устанавливаются Правительством РФ. Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 863 установлено, что при таможенном оформлении товаров не используемых в коммерческой деятельности, перемещаемых физлицами через таможенную границу РФ кроме автомобилей легковых с кодом 8702 и 8703 ТН ВЭД РФ, таможенные сборы уплачиваются в размере 250 руб.

Вместе с тем, согласно положениям ТК РФ (подпункт 10 п. 1 ст. 357.9 ТК РФ), при таможенном оформлении товаров, не облагаемых таможенными пошлинами, таможенные сборы за таможенное оформление не уплачиваются.

Таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены при декларировании товаров (ст. 357.7 ТК РФ) до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (ст. 357.6 ТК РФ). Уплата таможенных сборов осуществляется в соответствии с правилами установленными ТК РФ.

Таможенная стоимость товаров, перемещаемых физическими лицами

В рамках регулирования перемещения физическими лицами товаров для личного пользования важное значение занимает категория "таможенная стоимость товаров". В частности, определение такой стоимости необходимо для расчета таможенных платежей, исчисляемых по адвалорным ставкам, т.е. в процентах от стоимости товара. Определение таможенной стоимости ввозимых товаров также требуется и для контроля ценовых лимитов, в пределах которых предусмотрены льготы (полное освобождение от уплаты таможенных платежей).

Общий порядок определения таможенной стоимости установлен в ст. 323 ТК РФ. Более детально система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров определена в Законе РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе". Эта система определения таможенной стоимости, ориентированная, в первую очередь, на внешнеторговый оборот, предполагает для своего эффективного применения ведение документарного учета и отчетности участниками внешнеторговой деятельности, проведение проверок таких документов таможенными органами. Поэтому в отношении товаров, ввозимых физическими лицами для личного пользования, применяются специальные правила определения таможенной стоимости таких товаров. Данные правила, установленные ст. 288 ТК РФ и в Положении о применении единых ставок, состоят в следующем.

Во-первых, в случае перемещения товаров, физическое лицо заявляет таможенную стоимость в процессе их декларирования.

Во-вторых, с целью подтверждения заявленной при декларировании стоимости могут предъявляться чеки либо другие документы, служащие подтверждением покупки этих товаров и их стоимость. Если такие документы отсутствуют, таможенный орган вправе самостоятельно определить их таможенную стоимость исходя из данных каталогов зарубежных продавцов аналогичных товаров, с учетом корректировок стоимости исходя из качества товаров и иных характеристик.

Если физическое лицо выражает несогласие в отношении определенной таможенной органом стоимости, оно вправе обжаловать такое решение в порядке, определенном главой 7 ТК РФ. Если по результатам обжалования выясниться, что таможенная стоимость была определена таможенным органом ошибочно, что повлекло за собой излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, то такая сумма подлежит возврату в порядке, установленном гл.33 ТК РФ.

В-третьих, при ввозе товаров физическими лицами на российскую таможенную территорию в таможенную стоимость не включаются расходы связанные с доставкой товаров до места их прибытия на таможенную территорию РФ. В соответствии с подпунктом 8 п. 1 ст. 11 ТК РФ.

Данное правило о невключении в таможенную стоимость расходов по доставке подлежит применению и в случае доставки (пересылки) товаров, в адрес лица, не следовавшего через таможенную границу РФ (например, на основании доверенности другим лицом либо пересылке по заказу в рамках торговли по каталогам и образцам), при следующих условиях:

Такие товары предназначены для личного пользования данного физического лица;

Таможенное оформление производится самим физическим лицом (его представителем), а не самостоятельно организацией-перевозчиком (поставщиком, экспедитором и т.п.). В настоящее время достаточно распространена практика оказания услуг по организации торговли по каталогам и образцам. В рамках исполнения заказов и доставки организациями (перевозчиками) заказанных товаров физическим лицам таможенное оформление таких товаров может производиться самими организациями - перевозчиками от собственного имени при условии соблюдения установленного порядка и условий тарифного и нетарифного регулирования, предусмотренных для коммерческих участников внешнеэкономической деятельности. В последнем случае (т.е. при таможенном оформлении товаров "на перевозчика") в таможенную стоимость включаются расходы по доставке товара до авиапорта, либо другого места ввоза товара на российскую таможенную территорию (ст. 19 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе").

В четвертых, специальные правила установлены в отношении определения стоимости автомобилей. Данный вопрос будет рассматриваться в разделе, посвященном перемещению транспортных средств.

Порядок уплаты таможенных платежей

Как уже отмечалось выше, физические лица освобождаются от уплаты таможенных платежей в отношении перемещаемых ими через таможенную границу товаров для личного пользования при условии, что последние перемещаются в установленных стоимостных и (или) количественных пределах лимитах и не отнесены к тем, в отношении которых льготы не предоставляются.

В случае возникновения обязанности по уплате таможенных платежей в отношении товаров (транспортных средств), перемещаемых физическими лицами для личного пользования:

Таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в виде совокупного таможенного платежа (общая сумма пошлин и налогов без разбивки на составляющие) либо по единым ставкам таможенных пошлин, налогов (статья 282 ТК РФ);

В случае декларирования в письменной форме, таможенные пошлины и налоги уплачиваются на основании таможенного приходного ордера. Один экземпляр такого ордера вручается лицу, уплатившему таможенные платежи. На товары, перемещаемые в МПО, уплата таможенных платежей производится на основании бланка почтового перевода денежных средств, который составляется сотрудником таможенного органа, находящегося в месте международного почтового обмена (ст. 331 ТК РФ).

В соответствии со ст. 325 ТК РФ с целью исчисления таможенных пошлин для товаров, ввозимых физическими лицами, применяются ставки, утвержденные на день принятия декларации.

Учитывая установленные правила декларирования товаров физическими лицами, таможенные платежи в отношении таких товаров (если возникает обязанность по их уплате) должны быть уплачены:

Непосредственно при следовании через границу РФ (ручная кладь, а так же сопровождаемый багаж) либо

Не позже 15 дней с момента предъявления таких товаров на таможенной территории РФ либо, если декларирование проводится не в месте прибытия товаров то с момента завершения режима внутреннего таможенного транзита (например, в отношении товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже). Данные сроки также применяются и при уплате таможенных платежей в отношении ввозимых физическими лицами легковых автомобилей: не более 15 дней с момента предъявления таких товаров на таможенной территории РФ либо если декларирование проводится не в месте прибытия товаров то с момента завершения режима внутреннего таможенного транзита.

Таможенные пошлины и налоги могут уплачиваться физическими лицами наличными денежными средствами в кассу или безналичным способом на счет таможенного органа, открытый для этих целей (почтовым переводом за товары, перемещаемые в международных почтовых отправлениях), в том числе с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт). Уплата таможенных пошлин на товары перемещаемые в сопровождаемом багаже производится на основании таможенного приходного ордера.

Таможенные пошлины, налоги могут уплачиваться по выбору физического лица как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой устанавливается Центральным банком РФ. Для целей уплаты таможенных пошлин пересчет рублей в иностранную валюту производится по курсу действующему на день принятия таможенной декларации, если обязанность уплаты таможенных пошлин не связана с подачей декларации, то пересчет производится на день фактической уплаты.

Уплата таможенных платежей является условием выпуска товаров (подпункт 1 п. 1 ст. 149 ТК РФ). Вместе с тем физическое лицо не обязано представлять платежные документы, подтверждающие оплату таможенных платежей, при подаче таможенной декларации (п. 2 ст. 149 ТК РФ). Соответственно, в таком случае таможенный орган не имеет право отказать в приеме декларации, но не даст разрешения на выпуск товара.

Запреты, ограничения экономического характера, административные формальности

Существующая специальная процедура перемещения через границу РФ физлицами товаров для личного пользования предполагает неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера и обязанности по подтверждению соответствия этих товаров (п. 3 ст. 281 ТК РФ).

В этой части порядок перемещения товаров физическими лицами для личного пользования также достаточно сильно отличается от правил ввоза на таможенную территорию России и вывоза за ее пределы товаров участниками внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем такой порядок также предусматривает определенные ограничения на перемещение товаров. Прежде всего, физические лица не имеют право перемещать через таможенную границу товары, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации которых запрещен, например, по соображениям обеспечения публичного порядка, защиты окружающей среды и иным подобным основаниям общего характера.

В соответствии с Положением о применении единых ставок (п. 9) физические лица вправе ввозить на территорию РФ и получать в МПО подакцизные товары (включая алкогольные напитки) не уплачивая таможенные пошлины и налоги в ограниченном количестве. Данные ограничения установлены в приложении к указанному Положению.

На основании нормы ТК РФ к товарам, перемещаемым физическими лицами для личного пользования, не применяются, как уже отмечалось, правила о предъявлении сертификатов соответствия в отношении товаров, которые подлежат обязательной сертификации согласно требованиям Федерального закона "О техническом регулировании" и которые в соответствии с ТК РФ выпускаются на территорию Российской Федерации при условии представления при проведении таможенного оформления в таможенные органы сертификатов соответствия. Однако стоит иметь в виду, что данное правило касается только сертификации товаров и не имеет абсолютно универсального характера в плане освобождения от любых формальностей, связанных с подтверждением соответствия перемещаемых товаров установленным нормативным требованиям.

Таможенное оформление товаров для личного пользования, перемещаемых через границу РФ физлицами для личного пользования (кроме товаров с обязательным подтверждением соответствия), возможно только при осуществлении процедур ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов контроля.

Запрещается таможенное оформление б/у грузовых автомобилей и автобусов, имеющих дизельный двигатель, без документального подтверждения их соответствия технич-м требованиям с содержанием вредных веществ в выхлопных газах: оксидов углерода - <= 4,9 г/кВт.ч, углеводородов - <= 1,23 г/кВт.ч, оксидов азота - <= 9 г/кВт.ч.

Но поскольку на товары и транспортных средства, перемещаемые физическими лицами, меры экономической политики не применяются, то обязанности по подтверждению соответствия технич-м требованиям по содержанию вредных веществ таких транспортных средств для личного пользования не требуется.

При ввозе на территорию России товаров физическими лицами для личного пользования, также не требуется представления документа, подтверждающего страну происхождения товаров (подпункт 3 п. 2 ст. 37 ТК РФ).

Условия вывоза товаров физическими лицами за пределы таможенной территории России

В большинстве своем установленные рассматриваемой главой 23 ТК РФ правила перемещения товаров физическими лицами ориентированы, как уже отмечалось выше, на операции по их ввозу на таможенную территорию России.

В соответствии со п. 7 ст. 282 освобождение от уплаты (а так же возврат налогов либо их возмещение) в отношении товаров, вывозимых физическими лицами за пределы российской таможенной территории, производятся в порядке, установленном налоговым законодательством. Стоит отметить, что, товары, предназначенные для личного пользования, вывозимые физлицами из России, таможенными пошлинами и налогами не облагаются. В ответе на один из частных вопросов говорится, что товары, на которые в соответствии с Приказом ГТК России от 6 августа 2003 г. N 865 установлены вывозные таможенные пошлины, не могут быть отнесены к товарам, предназначенным для личных и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд. В этой связи в случае вывоза физическим лицом товаров, на которые установлены вывозные таможенные пошлины, начисление и уплата таможенных платежей должны производиться не в порядке, установленном в соответствии с главой 23 ТК РФ для товаров, предназначенных для личного пользования, а в порядке, предусмотренном для участников ВЭД.

Кроме того, согласно п. 8 ст. 282 ТК РФ льготные положения, предусмотренные данной статьей (освобождение от уплаты таможенных платежей, упрощенный порядок оформления и т.д.), не распространяются на товары, которые временно ввозятся либо вывозятся физическими лицами.